12.1. Программа подготовки к внедрению изменений

Внедрение изменений является четвертой фазой комплексного процесса консультирования. Главной целью совместных усилий консультанта и клиента на этом этапе должны быть обеспечения жизнеспособности запланированных реорганизационных мероприятий в организации клиента и формирование системы их поддержки в долгосрочном периоди.
Внедрение предложенных и одобренных изменений свидетельствует о плодотворности совместной работы консультанта и клиента, но в целом за результат инновационного процесса отвечает клиент. Даже если консультационной соглашением предусмотрено процессное консультирование с непосредственным участием консультанта во внедрении изменений, принимать окончательное управленческое решение и отслеживать его реализацию принадлежит клиентови.
Конечно, доля участия консультанта в осуществлении плана реорганизации определяется на этапе планирования консультационной работы вообще. Степень вмешательства консультанта в инновационный процесс и степень его ответственности за результат внедрения зависят от выбранного типа консультирования и масштаба проблемы, которая решается. Но в отдельных случаях целесообразно вполне доверить осуществление процесса внедрения изменений клиенту. Например, консультант не участвует в процессе осуществления плана реорганизации, если:
проблема клиента достаточно проста и ее решение не предусматривает каких-либо технических или организационных проблем;
совместная работа при диагностировании проблемы и разработки плана реорганизационных мероприятий свидетельствует о достаточном уровне управленческой сознании клиента для самостоятельного осуществления процесса впровадження.
Иногда консультант может быть отстранен от участия в процессе внедрения изменений по инициативе клиента. Такое решение может быть мотивировано желанием клиента уменьшить собственные расходы и внешнее консультирование и сократить время пребывания консультанта в организации. В этом случае консультант может предложить клиенту более экономный план организации фаз диагностики и разработки программы изменений. Это позволит сэкономить определенную сумму средств и направить их на эффективное внедрение с участием консультанта.
Отказ от участия консультанта во внедрении изменений может быть вызвана неверным представлением одной или обеих сторон о содержании проблемы и реализацию ее решения. Конечно, в течение работы консультантов у клиента может возникнуть ощущение неоправданному завышению стоимости услуги и лишней продолжительности срока осуществления проекта реорганизации. Для обеспечения нормальной работы до конца консультирование и избежания ненужной напряженности со стороны клиента консультантам следует применять следующие меры:
постепенно сокращать численность бригады, планируя оставление клиентской организации отдельными консультантами в фазу внедрения;
течение процесса внедрения оставлять в организации клиента только одного консультанта - надзирателя, который при необходимости помогает осуществлять изменения;
включать в обязанности консультанта-надзирателя решение лишь наиболее сложных задач внедрения, оставляя другую работу клиенту;
при внедрении изменений непосредственно встречаться с клиентом периодически или в заранее установленное время с целью наблюдения за ходом инновационного процесса;
лично вмешиваться в работу по внедрению только по просьбе клиента.
На этапе осуществления изменений консультанту и клиенту необходимо разработать программу подготовки к внедрению и решить вопрос участия сторон, сроков, необходимых мероприятий и контроля за результатами реализации нововведення.
Подробная программа подготовки к внедрению изменений охватывает следующие мероприятия:
Распределение обязанностей консультанта и персонала клиента
На этапе внедрения у всех участников инновационного процесса возникают новые функции и взаимоотношения. Мотивировка активного участия персонала во внедрении новшества должно начинаться с уточнения роли каждого субъекта и согласования общей дий.
Определения темпа и сроков осуществления змин
Консультанту и клиенту предстоит определить оптимальный темп внедрения изменений, принимая во внимание технические и организационные особенности организации, а также время, необходимое для активизации инновационного потенциала персонала и позитивного восприятия новости пассивными працивниками.
Наблюдение за ходом впровадження
В течение осуществления запланированных изменений консультант призван способствовать их адаптации к системе клиента. Задачей консультанта является помощь как в смысле нововведений, так и при принятии определенных управленческих решений. Внимание консультанта должна быть сконцентрирована на темпе внедрения, соблюдении бюджета проекта, его административно-правовом подкреплении. Для обеспечения жизнеспособности новой схемы работы консультанту предстоит защитить от определенных природных опасностей. Для этого необходима разработка соответствующих систем поддержки и контролю.
Наблюдая за ходом внедрения, консультант течение некоторого времени присутствует в организации клиента и отвечает на вопросы руководства и персонала, а также решает любые инновационные проблеми.
Создание систем поддержки и контроля результатов впровадження
Поддержка внедрения организационных изменений (методик, систем, стандартов) призвана предотвращать «откат назад» системы в целом, возвращению ее в исходное состояние, обратному развитию инновационного процесса. Реакционная поведение может иметь место, если работники комфортно к внедрению изменений. Задачей консультанта является согласование локальных изменений со всеми аспектами работы предприятия: поставкой, производственным процессом, мотивацией труда и другими. Возвращение к старой системы станет невозможным, если исчезнут все ее ознаки.
Но стандарты, системы и методики, которые считаются новейшими в определенный период, так же как и техника и технология, имеют свойство через некоторое время устаревать. Отслеживание их практической адекватности и изменений в эффективности использования является основной функцией системы контролю.
Основы контролирующего механизма консультанту предстоит заложить еще во время пребывания в организации клиента. Элементом контроля является выявление ключевых показателей функционирования нововведения, возможного диапазона их колебаний и соответствующего времени их измерения (при достижении системой стабильного состояния контроль осуществляется не так часто, как во время объективных организационных изменений).
Система контроля не обязательно должна поддерживать нововведения в неизменном состоянии. Ее задачей также является поддержка способности новости меняться в деталях и трансформироваться в соответствии с внутриорганизационных и окружающих изменений (т.е. обеспечения долгосрочной жизнеспособности результатов внедрения).
Конечно, в течение времени контроль может осуществлять клиент, периодически информируя консультанта о состоянии дел и поддерживая таким образом обратную связь.
Глава 12. ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КЛИЕНТОВ 12.2. Модель успешного инновационного процесса