выводы

Внедрение, четвертая фаза процесса консультирования, - это кульминация совместных усилий консультанта и клиента. До начала внедрения необходимо определить новые обязанности сотрудников, темпы и сроки осуществления изменений, систему контроля и наблюдения за ходом впровадження.
Общей основой моделей осуществления успешных изменений является схема, состоящая из трех основных шагов: размораживания, внесении изменений и замороження.
По модели Лари Грейнера, осуществление организационных изменений происходит в шесть стадий:
влияние и побуждения к действию;
вмешательства и переориентация на новые ценности;
определение проблемы и доли персонального участия;
разработка решений;
экспериментирования и проверка;
поддержка и восприятия змин.
Определение шести стадий по модели Грейнера, не охватывая весь процесс изменений, все же позволяет понять общее направление действий по впровадження.
Процесс нововведения вызывает сопротивление изменениям. Причинами инновационного сопротивления могут быть ограничены личные интересы, отсутствие понимания и доверия, различные оценки изменений, низкая способность к изменениям персонала и инше.
Основными тактиками преодоления сопротивления является обучение и общение консультантов с клиентским персоналом, привлечение потенциально опорных сотрудников к участию в изменениях, ведения компромиссных переговоров, манипулирования и кооптация, а также примус.
Выбор тактики преодоления сопротивления зависит от специфики системы клиента и инновационной активности ее элементов.
12.4. Тактики преодоления сопротивления организационным изменениям Глава 13. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ