3.1. Эволюция управленческой мысли

Первый этап в развитии управленческой мысли получил название научного управлиння.
Научное управление (1885 - 1920)
Оно наиболее тесно связано с работами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, для того, чтобы добиться их более эффективного використання.
В 1911 г. вышла книга Ф.Тейлора "Принципы научного управления". Она начала науку управления как самостоятельную область научных исследований и практической деятельности. Он разработал ряд методов научной организации труда. Так. при выполнении операций применялось премирования работников с целью их поощрения к повышению производительности труда и увеличение объема виробництва.
Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает наиболее успешно. Этот подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою роботу.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности и увеличении объемов виробництва.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, которые излагались в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
2. К / иасична или административная школа в управлении (1920-1950)
Появление этой школы связывают с именами А. Файоля, Л. Урвика, Д. Мунл.
А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля. Л. Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Д. Мунл работал под руководством Альфреда П. Слоуна в компании "Дженерал Моторс".
Школа административного управления базировалась на разработке и использовании универсальных принципов и функций управления предприятием, таких как: структура производства, разделение труда, централизация, инициатива, планирование, дисциплина, система поощрений, подчиненность личных интересов загальним.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом исходили из идеи, что соблюдение этих принципов бесспорно обеспечит успех организации.
3. Школа человеческих отношений (1930-1950)
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации. Это движение было реакцией на недостатки классического подхода. Поэтому школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школою.
Ученых Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлинни.
Знаменитые эксперименты Мэйо открыли новое направление в теории управления. Мэйо доказал, что четко разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явища.
Исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности их будет расти, я это приведет к повышению производительности. Вопы рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, которые содержали более эффективные действия непосредственно руководителей, консультации с рабочими и предоставление им более широких можиивостей общения на роботи.
4. Поведенческие науки (1950-до сих пор)
Среди наиболее крупных фигур развития поведенческого направления можно упомянуть Криса Арджирис, Ренциса Лайкерта, Дугласа Мак-Грег-ра и Фредерика Герцберга. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменения содержания работы и качества родового життя.
Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход пытался помочь работнику осознать собственные возможности. Методы изучения работника основывались на применении науки о поведении к построению и управлению организациями. Целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсив.
Популярность поведенческого подхода значительно выросла в 60-е годы. Им были охвачены все отрасли управления. Представители этой школы пропагандировали свой подход как единственный наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в истории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия в цилому.
Эмпирическая школа управлиння.
В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел возврат к практике управления. Появилось новое направление менеджменту
- Эмпирическая школа, которая является отражением предыдущих течений. По мнению теоретиков этой школы, главной задачей в области менеджмента являются: получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций для керуючих.
Выделяют два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики организации управления и разработка теоретических основ современного капиталистического суспильства.
Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что теоретики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую професию.
Школа социальных систем.
Обосновывая дальнейшее развитие рыночных отношений, ряд ученых (Д. Марч, Г. Саймон, А. Епициони и др.). Критически подошли к предыдущим управленческих теорий с учетом современного лосвилу и сформировали нову
- Теорию социальных систем. Эта теория использует в своем вченни
выводы школы человеческих отношений. Работника в организации розгляда
ют как социально ориентированную существо, потребности которого влияют на середо
выше в организации. В свою очередь, среда имеет обратное влияние на
работника. Школа социальных систем рассматривает человека в социальний
группе как один из многих взаимосвязанных и взаимодействующих факторов в склад
ном комплексе социальных отношений организации.
5. Количественный подход (1950 - до сих пор)
До Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостатньо.
В количественном подходе выделяют:
- Исследование операций и модели;
- Влияние количественного пидходу.
Исследование операций и модели по своей сути - это применение методов научного исследования доопеhацийних проблем организации.
После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма изображения реальности. Она дешо упрощает реальность и представляет ее абстрактно. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Самым толчком к применению количественных методов в управлении дал развитие компьютеров.
Новая школа.
Характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления точных наук и компьютеров. Последователями этой школы можно назвать таких исследователей менеджмента, как Р. Люса, Д. Форстера, А. Голдберга и др..
Раздел З. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 3.2. Развитие управленческой науки в Украине