3.3. Научные основы управления
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и роста объемов виробництва.
В зарубежной науке управления сложились четыре найважтивиши концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это: теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии человеческих отношений, теория управления с позиций науки о повединку.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века. ее основателем был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения определенных цилей.
Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организаци
йнои структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определенную иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управлиння.
Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других людей". Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться только грошима.
Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60 - е годы. ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс доусуспильнення производства, в результате которого у крупных фирм появилась возможность влиять на рынок, осуществляя его передел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем .
Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных пидприемств.
Реализация менеджмента в практической деятельности фирм выступает как система управлиння.
Итак, менеджмент регулируется законами развития рынков системы хозяйствования и направлен ния гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к рыночным условиям, которые зминюються.
Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, полученные в современных условиях подход как к процессу, системный подход, ситуационный пидхид.
Подход к управлению как к процессу определяет его как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации и рассматривается не как одновременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления (планирование, организация, распорядительный влияние, мотивация, руководство, координация , контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала).
При системном подходе руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях среды, зминюеться.
При ситуационном подходе пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует много факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого лучшего способа управления организацией. Эффективным в конкретной ситуации является метод, который наиболее соответствует данной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые влияют на функционирование организации в настоящее время. Используя ситуационный подход, руководители могут понять, какие методы и средства будут наилучшими путями действовать, чтобы достичь целей организации в конкретной ситуации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые влияют на каждой конкретной ситуации. В связи с этим менеджмент рассматривается с разных точек зору.
Менеджмент как организация управления фирмой, которая осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленные на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, заключается в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской дияльности.
Менеджмент как орган управления. Обычно под организацией понимается структура (состав) производственных подразделений, в рамках которых проводятся мероприятия, сознательно координируются и направляются на достижение общих целей. Организация - это своего рода анатомия предприятия, управления - его физиология. Или: организация - это статика дела, управления - его динамика.
Под органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.
3. Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в своем названии английском языке мае
слово "менеджмент".
На западных предприятиях различают:
- Топ-менеджмент - высшее звено управления (генеральный директор
- Мидл-менеджмент - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов)
- Ловер-менеджмент - низшее звено управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
4. Менеджмент - специфический орган функционирующего и комерцийного
предприятия. Предприятие может действовать только через свои органы, тобто
через руководство или менеджмент. Разница менеджмента делового предприятия от других видов управления обусловлена целью такого предприятия. Задачей его управления является производство товаров или предоставление услуг, другими словами - удовлетворение социальных потребностей или потребностей клиентов через ринок.
В отличие от других видов менеджмента, производственный менеджмент во всех своих решениях должен руководствоваться экономическими результатами деятельности. Любое решение, принимаемое в сфере производственного менеджмента - это мероприятие экономического характера.
Менеджмент, скорее всего, - практическая деятельность, чем наука или профессия, хотя он обнимает и то и другое. Его задача сначала сделать желаемое возможным, а потом и реальним.
Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас им считается специалист, который не только активно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок, создает для своего предприятия новые ринки.
Главное в менеджменте - ставить цели, которые отвечают интересам предприятия, делают его рентабельным. Менеджмент позволяет предприятию быть больше, чем сумма его отдельных компонентов - капитала и сотрудники. Но предприятие - это прежде всего люди. Поэтому менеджмент связан именно с организацией работы людей.
5. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возникшая в процессе управления, является задачей для руководителя-менеджера и требует от него принятия решений относительно изменения цели и программы действий. Любое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней середовища.
Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принятое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решения до исполнителей и лиц, обеспечивающих контроль виконання.
Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента.
3.2. Развитие управленческой науки в Украине | 3.4. Суть и содержание понятий "предпринимательство" , "бизнес" , "предпринимательская структура" |