3.1. Правовое регулирование процесса портфельного инвестирования : типы , цели, формы и модели

Важным при принятии инвестиционного решения относительно процесса управления портфелем ценных бумаг является не только знание теоретических аспектов и концепций портфельного инвестирования, но и понимание правового регулирования экономических отношений в стране и деятельности субъектов пидприемництва.
Экономика Украины сейчас испытывает серьезных трансформаций, обусловленных изменением форм собственности и формированием рыночных отношений. Хорошо отлаженный обращение инвестиционных ценных бумаг должно способствовать преодолению экономических проблем и созданию национального рынка. Поэтому формирование соответствующей системы регулирования рынка ценных бумаг обеспечит не только его эффективное функционирование, но и экономики Украины в целом. Именно поэтому главными принципами государственного регулирования рынка ценных бумаг можно назвать ориентацию на общенациональные интересы и стимулирование инвестиционной деятельности в Украини.
Эффективная система регулирования рынка ценных бумаг должна охватывать всех участников и обеспечивать выполнение профессиональной деятельности в соответствии с установленными правил.
В мировой практике правовое упорядочение рыночных отношений осуществляется с помощью трех типов правового регулирования
международно-правового;
национального государственно-правового;
институционально-правового.
Международно-правовое регулирование осуществляют, как правило, на основании публичных международно-правовых соглашений, заключенных между государствами-суверенами или уполномоченными органами последних на добровольных началах. В правовом контексте эти государства являются равноправными и независимыми друг от однои.
Национальное государственно-правовое регулирование осуществляют в пределах государства на основании соответствующих нормативных актов. Важнейшим среди нормативных актов является Конституция. Остальные нормативных актов должны соответствовать (не противоречить) Конституции. Государство реализует свои полномочия через соответствующие государственные органы, которые принимают нормативные акты в пределах собственных повноважень.
Институционально-правовое регулирование осуществляют саморегулируемые организации путем реализации полномочий, предоставленных законами или подзаконными актами, или делегированием полномочий соответствующим государственным органам.
Структурная зависимость трех типов правового регулирования определяется так: национальное государственно-правовое регулирование не должно противоречить международно-правовом; институционально-правовое регулирование не должно противоречить международно-правовом и национальном государственно-правовому.
Международно-правовое регулирование рынков ценных бумаг преимущественно осуществляют в пределах отдельных международных соглашений и в рамках международных организаций.
Среди многочисленных форм международно-правового регулирования рынка ценных бумаг наибольшее внимание привлекает регулирования, осуществляемое в рамках Европейского Союза (European) и Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO). Сейчас единого рынка ценных бумаг как такового в странах ЕС не существует, каждая страна имеет национальный рынок, регулируется национальным законодательством. Итак, каждой стране - участнице ЕС следует внести соответствующие изменения в действующее законодательство или разработать новые законодательные акты с учетом положений Засадовим документов Европейского Союзу.
Главными правовыми документами по регулированию деятельности в сфере ценных бумаг в интегрированной Европе есть Директивы Совета ЕС (Council Directives).
К 1994 г. Рада приняла ряд директив:
директива № 79/279 касается минимальных требований к ценным бумагам при допуске их к котировке на национальных фондовых биржах, а также определяет обязанности эмитентов публиковать ежегодные отчеты о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении;
директива № 80/390 регулирует порядок предоставления эмитентами проспектов относительно выпуска ценных бумаг при допуске их к котировке на фондовых биржах стран - участниц ЕС;
директива № 82/211 устанавливает обязанность эмитентов, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах стран-участниц, публиковать полугодовые отчеты о своего хозяйственного и финансового состояния как дополнение к годовых отчетов;
директива № 85/611 регулирует порядок создания и деятельности институтов коллективного инвестирования;
директива № 87/345 содержит поправки к директиве № 80/390, в частности отмечает, что проспекты относительно выпуска зарегистрированных ценных бумаг, обнародованные в случае допуска к котировке на национальной фондовой бирже, должны признаваться также другими странами - участницами ЕС;
директива № 88/627 обязывает инвесторов и эмитентов сообщать об изменениях отношении владения существенными и контрольными пакетами ценных бумаг, дающих право голоса;
директива № 89/592 запрещает торговлю ценными бумагами лицам, располагающие инсайдерской информацией, то есть информацию, не опубликованную для всех других инвесторов;
директива № 89/298 требует от эмитентов, ценные бумаги которых выпускаются в свободное обращение, обнародование проспектов относительно выпуска ценных бумаг;
директива № 90/211 устанавливает порядок, по которому проспекты относительно выпуска ценных бумаг, обращающихся на биржевом или внебиржевом рынке, в случае, если они зарегистрированы компетентным государственным органом одной страны, должны признаваться в других странах при условии, что со дня опубликования их в своей стране прошло более трех месяцев;
директива № 93/22 регулирует порядок осуществления инвестиционной деятельности в сфере ценных бумаг [11].
В конце 1970-х - начале 1990-х годов в рамках Европейского Сообщества развивалось сотрудничество в направлении интеграции взаимодействия в общем и целом на рынке ценных бумаг. Это демонстрирует пример эволюции принципов международно-правового регулирования, закрепленных в текстах директив. Решающими принципами регулирования являются: принцип гармонизации минимальных стандартов, принцип взаимного признания, принцип унификации норм, принцип координации деятельности национальных комиссий по ценным паперив.
Принцип гармонизации минимальных стандартов впервые получил закрепление в директиве № 79/279, которая регулирует важнейшие аспекты допуска ценных бумаг к котировке на фондовых биржах, действующих в ЕС. Этот нормативно-правовой акт определяет минимальные требования акции и долговых ценных бумаг, допускаемых к обращению на фондовой бирже. К этим требованиям относятся: а) определение правового статуса компании б) установление минимального размера ее капитала, резервного фонда, включая доходами и убытками в) период функционирования (компания в соответствии с национальным законодательством обязана публиковать свою финансовую отчетность три года подряд до подачи заявления о вступлении в официальный листинг).
Таким образом, принцип гармонизации минимальных стандартов, во-первых, признает существование национальных стандартов допуска ценных бумаг к обращению на фондовых биржах, а также ежегодную отчетность эмитентов перед инвесторами, во-вторых, определяет минимальные требования, достаточные с точки зрения защиты интересов инвесторов, и время предоставляет странам-участницам право на установление жестких требований. Оба фактора способствуют гармонизации международной спивпраци.
Директиву № 79/279 впоследствии было несколько изменено директивой № 82/148. Однако в целом в конце 1970-х - начале 1980-х годов именно принцип гармонизации минимальных стандартов оставался главным принципом сотрудничества в сфере ценных бумаг в пределах Европейского Сообщества. Следующий этап эволюционного развития отношений в этой сфере приходится на середину 1980-х годов. Принципы сотрудничества, сложившиеся в предыдущий период, сделали дальнейшее углубление взаимосвязей. Новыми правовыми принципами стали принципы взаимного признания и унификации стандартив.
Принцип взаимного признания был закреплен в директиве № 87/345. Согласно ему, проспекты выпусков ценных бумаг, опубликованные в случае допуска их к обращению на фондовой бирже в одной стране, если они зарегистрированы в комиссии по ценным бумагам этой страны, подлежали признанию в других странах-участницах. То есть эмитенты получили возможность использовать один и тот же проспект в других странах-участницах при подаче заявления о допуске ценных бумаг к обращению на фондовых биржах этих стран при незначительной разнице во времени и с обязательным переводом его официальным языком этих стран-участниц.
Принцип унификации стандартов закрепляет директива № 85/611, который регулирует порядок создания и функционирования институтов коллективного инвестирования. В частности, в преамбуле этого международно-правового документа отмечено: учитывая, что национальные законодательные акты стран-участниц по-разному регулируют деятельность инвестиционных фондов и инвестиционных компаний, в интересах защиты прав инвесторов целесообразно ввести одинаковые стандарты государственно-правового регулювання.
В связи с этим целью директивы является введение «общих основных правил, касающихся регистрации, надзора, структуры и деятельности институтов коллективного инвестирования в государствах-участниках, а также информации, которую они должны публиковать». Введение единых стандартов страны-участники рассматривают как гарантию того, что отношения на рынке ценных бумаг регулироваться одинаково во всех странах и к участникам этих отношений в других странах не выдвигаться никакие требования, отличные от тех, которые предъявляются к ним в собственной краини.
По ст. 1 настоящей директивы институтами совместного инвестирования считают: 1) такие, чьей целью является инвестирование привлеченного от населения капитала в ценные бумаги, обращаются на рынке. Деятельность этих институтов основывается на принципе распределения риска, 2) такие, осуществляющие выкуп или погашение выпущенных инструментов с использованием активов. Деятельность институтов совместного инвестирования должна предотвращать отклонением биржевого курса этих инструментов от стоимости чистых активов их.
Принцип унификации стандартов предусмотрено также в директиве № 88/627, которая регулирует порядок публикации информации об изменениях в правах собственности на крупные пакеты акций, котирующихся на фондовых биржах. В преамбуле этой директивы указано, что надлежащая осведомленность инвесторов относительно прав собственности на существенные или крупные пакеты акций является одним из средств защиты их интересов, а также повышение доверия к рынку ценных бумаг. Учитывая это она устанавливает общие для всех стран-участниц нормы, обязывающие индивидуальных и институциональных акционеров сообщать эмитентов и комиссии по ценным бумагам о наличии в их собственности таких пакетов или изменениях в этих правах.
В частности, согласно ст. 1, эмитент, акции которого котируются на фондовой бирже, обязан информировать общественность об изменениях в составе акционеров, которым принадлежат крупные пакеты акций, только им станет известно об этом. Компании, акции которых не котируются на фондовых биржах, обязаны проинформировать общественность течение девяти календарных днив.
В тех случаях, когда эмитент выпускает акции на предъявителя, обязанность обнародовать заявление о приобретении или продаже крупных пакетов акций возлагается не на эмитента, а на инвесторов, которые покупают или продают такие пакети.
Вместе с тем директива № 88/627 предоставляет государствам-участникам право на установление исключений. Это, в частности, касается дилеров, специализирующихся на купле-продаже конкретных акций. Директива не распространяется на инвестиционные сертификаты, выпускаемые институтах совместного инвестування.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов сотрудничество в рамках ЕС осуществлялась, главным образом, на принципах взаимного признания и унификации стандартов, однако в интересах дальнейшего развития стали активно использовать принцип координации деятельности национальных комиссий по ценным бумагам. В этот период нормативно-правовое регулирование охватило также обращение ценных бумаг на внебиржевом ринку.
Сочетание вышеперечисленных международно-правовых принципов увиразнено, например, в директиве № 89/298, посвященной публикации проспектов о выпусков ценных бумаг. Эта директива расширила сферу правового регулирования в области ценных бумаг. В частности, директива № 89/298 отмечает, что инвестирование в ценные бумаги, подобно инвестирования в другие объекты, всегда сопровождается определенным риском. Одним из средств защиты интересов инвесторов является предоставление им информации об эмитенте и его ценных бумагах, на основании которой инвесторы могут принимать инвестиционные решения. Открытая публикация информации об эмитентах и ценные бумаги, которые они выпускают, выполняет также ряд других функций, например служит средством повышения доверия к рынку ценных бумаг и прогрессивного развития последнего. Учитывая это, директива устанавливает общие стандарты относительно составления и публикации проспектов о выпуске ценных бумаг независимо от обращения их на биржевом или внебиржевом ринках.
Согласно директиве № 89/298, любом выпуске ценных бумаг в свободное обращение, если он проводится впервые, должно предшествовать обнародования соответствующего проспекта. Вместе с тем, если эмитент, опубликовав проспект эмиссии ценных бумаг, осуществляет только их частичный выпуск, он не обязан публиковать новый проспект при выпуске залишку.
Эта норма составляет общее правило для стран - участниц ЕС, впрочем, директива определяет также ряд случаев, которых это правило не касается. К исключениям относятся следующие случаи: ценные бумаги размещают среди лиц, которым эмитент известен как партнер по торговле, или эти лица являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг (т.е. дилерами) размещения ценных бумаг осуществляют среди ограниченного круга инвесторов; ценные бумаги представляют собой инвестиционные сертификаты открытых инвестиционных фондов; облигации выпускают государственные или муниципальные органы или международные организации, в состав которых относится страна, в которой осуществляется их выпуск, акции выпускают в связи со слиянием и бесплатно размещают среди акционеров или среди работников и служащих эмитента, акции выпускают с целью конвертации долговых ценных бумаг, ранее выпущенных эмитентом, или покупают в связи с реализацией льготных прав на подписку; выпуска еврооблигаций тощо.
Принцип унификации стандартов в этой директиве закреплено в таких нормах: а) государства - участники ЕС ответственны за то, чтобы эмитенты, выпускающие ценные бумаги в открытый оборот, всегда публиковали проспекты эмиссии, причем до того, как ценные бумаги будут выпущены б) проспекты эмиссии ценных бумаг предварительно должны быть представлены в комиссию по ценным бумагам в) проспекты выпусков ценных бумаг котироваться на фондовой бирже, должны содержать сведения, указанные в соответствующих директивах ЕС г) проспекты выпусков ценных бумаг, которые будут находиться в обращении на внебиржевом рынке , должны содержать информацию о составителей проспекта, а также заверения составителей в объективности сведений, изложенных в проспекти.
Принцип взаимного признания закреплен в норме директивы, которая предоставляет странам-участницам право на признание проспектов в случае, когда эмитент выпускает ценные бумаги в нескольких странах одновременно или с небольшим разрывом во времени относительно выпуска их в собственной стране. Эмитенты в этих случаях обязаны публиковать переводы своих проспектов и отправлять их в соответствующие комиссии по ценным паперив.
Принцип координации деятельности комиссий по ценным бумагам также закреплен в нормах директивы. Так, директива прямо обязывает их сотрудничать друг с другом, в случае необходимости осуществлять обмен любой информацией в интересах такого сотрудничества. При рассмотрении проспекта выпуска ценных бумаг, предоставленного эмитентом другой страны, комиссия по ценным бумагам обязана уведомить об этом страну-эмитента и принять соответствующее решение после консультации с останньою.
Эволюция международно-правового регулирования рынка ценных бумаг в рамках ЕС в начале 1990-х годов характеризовалась не только тем, что начали возникать новые принципы и расширялась сфера нормативно-правового регулирования, но и тем, что происходило внутреннее развитие каждого из принципов, вследствие чего одни принципы превращались в другие. Например, в тексте директивы № 90/211 закреплено развитие принципа взаимного признания и превращения его в принцип унификации стандартив.
Согласно положениям этой директивы, эмитенту предоставлено право на признание его проспекта в другой стране-участнице без обращения в комиссию по ценным бумагам этой страны, если между подачей ходатайства о допуске к котировке на фондовой бирже этой страны и выпуском ценных бумаг в своей стране прошло более трех месяцев. Ранее такой проспект предоставляли комиссии по ценным бумагам другой страны для соответствующего признания. Упрощение взаимодействия в этом конкретном случае удостоверяет установление нового и единого для всех стран-участниц стандарту.
Тенденция усиления интеграции рынков ценных бумаг все прояснилась принятием в 1993 г. директивы № 93/22, заложила основы для создания единого рынка ценных бумаг в рамках ЕС.
Эта директива была имплементирована государствами-участниками до 1 января 1996 г., а воплощение ее в жизнь привело радикальные изменения в сфере обращения ценных бумаг не только на биржевом, но и на внебиржевом рынках. Компании, осуществляющие инвестиционную деятельность в собственной стране, от 1996 г. могут беспрепятственно осуществлять ее на всей территории ЕС. Такая деятельность предусматривает как создание в других странах дочерних предприятий или филиалов, так и предоставление инвестиционных услуг в других странах непосредственно из головного офиса, расположенного в собственной стране. При этом компании не требуется согласие комиссий по ценным бумагам в других странах достаточно регистрации в комиссии по ценным бумагам в собственной краини.
Признание регистрации в других странах составляет принцип взаимного признания. Установление нормы, согласно которой компания должна быть зарегистрирована только раз, к тому же в собственной стране, является провозглашением принципа унификации стандартив.
Однако, наряду с изложенным, было введено еще одну норму, согласно которой контроль за осуществлением деятельности такой компании и на своей территории, и на территории других стран должен осуществлять комиссия по ценным бумагам, которая зарегистрировала эту компанию. Собственно, это является свидетельством интеграции указанных выше принципов в новый принцип международно-правового сотрудничества в этой сфере - принцип координации действий национальных комиссий по ценным паперив.
Директива № 93/22 имеет большое значение для упорядочения рыночных отношений с ценными бумагами в рамках ЕС. В ней отмечено, что страны-участницы не только провозглашают принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности в рамках организации, но и создают механизм, позволяющий реализовать этот принцип. Важнейшими элементами такого механизма являются: установление режима государственной регистрации компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, обеспечение достаточного и эффективного контроля со стороны комиссий по ценным бумагам за поведением зарегистрированных ими компаний, причем такой контроль должен распространяться на территории всех стран-участниц, наличие в национальных комиссий по ценным бумагам процедур, по которым разрешения на осуществление инвестиционной деятельности могут быть приостановлены или отозваны этими комиссиями с уведомлением об этом комиссий других стран; введение с целью защиты интересов инвесторов требования относительно того, чтобы орган управления зарегистрированной компании состоял как минимум из двух человек, использование единой терминологии, установление стандартов относительно финансового состояния зарегистрированных компаний; запрет употребления дискриминационных мер в отношении компаний, зарегистрированных в других странах-участницах, обеспечение компаниям, торгующих ценными бумагами на одной фондовой бирже, свободного допуска к торговле на любой другой или всех фондовых биржах , действующих в странах ЕС, установление тесного сотрудничества между национальными комиссиями по ценным бумагам в области контроля за действиями зарегистрированных компаний тощо.
Важное значение в сфере международного регулирования фондовых рынков принадлежит Международной организации комиссий по ценным бумагам (ИОSСО). Эта организация была создана в 1974 г. с целью стимулирования сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам стран Северной и Южной Америки. Впрочем, 1984 г. с региональной международной организации она превратилась во всемирную международную организацию; в начале 1990-х годов ее участниками были комиссии по ценным бумагам около 100 стран мира [11].
Главными задачами ИОSСО являются: налаживание сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам с целью обеспечения эффективного государственного регулирования национальных рынков ценных бумаг, обмен опытом государственно-правового регулирования и на этой почве основе преобразования менее совершенных регулятивных систем на более совершенные; объединение усилий в создании единых стандартов поведения на рынках ценных бумаг и осуществления государственного надзора за международными сделками с ценными бумагами, предоставление взаимной помощи с целью обеспечения единства и неделимости рынков ценных бумаг и борьбы с правопорушеннями.
Развитие международно-правового регулирования в пределах ИОSСО имел несколько этапов. В 1986 г. исполнительный комитет принял резолюцию, которая обязывала национальные комиссии по ценным бумагам оказывать помощь в рамках организации в сфере защиты прав инвесторов и контроля за деятельностью посредников, торгующих ценными бумагами, и посредников, которые продают и покупают фьючерсные контракты .
Следующим шагом в развитии международного сотрудничества было создание 1987 технического комитета ИОSСО. Главными задачами этого комитета являются: изучение проблем, возникающих в сфере правового регулирования национальных рынков ценных бумаг и фьючерсов; обобщение результатов и заключения осмотров; разработка предложений по мерам, которые вможливлять решения этих проблем в кратчайшие сроки. Комитет изучает международные стандарты составления отчетов о деятельности, ведения бухгалтерского учета, регулирования вторичных рынков ценных бумаг и фьючерсов, регулирования посреднической деятельности, а также механизмы обеспечения и соблюдения правовых норм и обмена информациею.
В 1989 г. в рамках ИОSСО был создан еще один постоянный орган - Комитет по развитию, главными задачами которого являются изучение проблем, возникающих на вновь рынках ценных паперив.
Комитет по развитию отвечает за разработку мер по стимулированию развития рынков и деятельности клиринговых и расчетных систем, определяет характер влияния процессов интернационализации на государственное регулирование вновь рынков ценных бумаг, разрабатывает предложения по применению минимальных стандартов осведомленности участников рыночных стосункив.
Национальное государственно-правовое регулирование осуществляют уполномоченные органы конкретного государства на ее территории. Главными элементами государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг являются: осуществление регулирования государственными органами, которые имеют на это соответствующие полномочия, выполнение этими государственными органами регулятивных функций в пределах определенной ими концепции, осуществление государственно-регулятивной деятельности путем выполнения определенных действий, например принятием обязательных нормативных актов, осуществлением контроля за их выполнением тощо.
Активное государственное регулирование рынка ценных бумаг обусловлено необходимостью защиты общественных интересов, создание открытого и упорядоченного рынка и надежной системы защиты прав и интересов всех участников фондового рынка, и прежде всего инвесторов, которые непосредственно влияют на развитие рынка капиталов в краини.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг обычно заключается в выполнении следующих функций:
идеологическая и законодательная функция (разработка концепции развития рынка, программы ее реализации, управление программой и законодательных актов для развития рынка)
концентрация ресурсов на создание инфраструктуры фондового рынка;
установление «правил игры»;
контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовой устойчивостью институциональных институтов, контроль за исполнением правовых и этических норм, применения санкций)
создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственных и смешанных схем страхования инвестиций);
предотвращения негативного влияния на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, фискального, валютного)
предотвращения чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (который отвлекать часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что она также выступает:
значительным эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий, централизованные капиталовложения через инвестиции в ценные бумаги);
макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке при проведении денежной политики;
значительным дилером на рынке государственных ценных бумаг через НБУ.
Государственное регулирование фондового рынка осуществляется посредством прямого влияния на его функционирование, а также в виде косвенного воздействия на рынок. Прямое влияние государства на инвестиционный процесс предусматривает: комплекс законодательных актов по проблемам рынка ценных бумаг; постановления и распоряжения исполнительных органов по этим проблемам, меры, принимаемые другие государственные органы, по введению новых и изменения действующих положений и норм, касающихся деятельности на рынке ценных бумаг (лицензирование, регистрация и т.д.).
В систему рычагов косвенного воздействия относятся: налоговая политика государства, процессы разгосударствления и приватизации, выход государства на рынки ссудных капиталов (эмиссия казначейских векселей, средне-и долгосрочных облигаций и т.п.), контроль за денежной массой; внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, меры по стимулированию экспорта и т.д.).
Институционально-правовое регулирование, как правило, осуществляют фондовые биржи и другие саморегулируемые организации, включая те, которые объединяют профессиональных участников фондового ринку.
Институционально-правовое регулирование осуществляется в соответствии с государственно-правовых норм и принципов. Источниками такого регулирования служат, в частности, правила торговли ценными бумагами, уставы саморегулируемых организаций. В отличие от государственно-правового регулирования, основанного на возможности применения принудительно-властного воздействия на участников рынка, институционально-правовое регулирование в значительной мере опирается на заинтересованность участников соблюдать институционально-правовых норм, что, в свою очередь, обусловлено добровольным характером участия в саморегулируемой организации.Module . Мировой опыт не дает однозначного модели организации системы регулирования и контроля на рынке ценных бумаг. Многообразие подходов в этой сфере определяется в основном уровнем развития рынка ценных бумаг; особенностями законодательства, в разных странах отличается по уровню жесткости социальной и правовой культурой общества; уровнем организации профессиональных объединений участников фондового рынка, способных осуществлять значительную часть деятельности по регулированию отдельных сегментов фондового рынка, тощо.
В мировой практике выделяют две основные модели государственного регулирования рынка ценных паперив.
Первая модель - регулирование фондового рынка сосредотачивается преимущественно в государственных органах, и лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка. Примером данной модели может быть рынок ценных бумаг Франции.
Вторая модель - максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, среди методов контроля преобладают не жесткие нормативные предписания, а переговорный процесс, индивидуальные договоренности профессиональных участников рынка, но при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования . Примером этой модели может служить рынок ценных бумаг Великой Британии.
В практике развитых зарубежных стран уровень централизации и жесткость государственного регулирования фондового рынка колеблются между этими крайними моделями.
Среди 30-ти стран с развитыми рынками ценных бумаг более 50% имеют самостоятельные ведомства - комиссии по ценным бумагам (модель США), почти в 15% стран рынка ценных бумаг отвечает Министерство финансов, 15% стран имеют смешанную систему управления [12]. В некоторых странах с банковской моделью рынка (выразительные примеры - Германия, Австрия, Бельгия) главную ответственность за фондовый рынок несет Центральный банк и орган банковского надзора (если он отделен от Центрального банка). Универсальной в этом плане Швейцария, где нет единого государственного органа по централизации регулирования рынка ценных бумаг (эти функции распределены по регионам).
Итак, сравнительный анализ структур государственных органов регулирования национальных рынков ценных бумаг в разных странах дает основания для таких выводов:
- Структура государственных органов регулирования рынка ценных бумаг зависит от его модели, распространенной в конкретной стране (банковская, небанковская), от уровня централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передано территориям, например в США - штатам, в Германии - землям и т.д.);
- Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих фондовые ринки.
Как уже отмечалось, международно-правовое регулирование основывается на принципах, обеспечивающих успешную реализацию рыночных отношений. Далее мы рассмотрим нормы и принципы правового регулирования экономического взаимодействия, на которых базируется государственно-правовое регулювання.
Правовые нормы представляют собой определенные установленные правила поведения. Они могут разрешать, ограничивать, требовать, запрещать, предусматривать или определять конкретный вариант поведения на рынке ценных паперив.
Под правовыми принципами регулирования рыночного взаимодействия понимают определенную совокупность требований или критериев, которым должны соответствовать регулирующие действия участников рынка. Зависимость между регулированием и требованиями к нему такова: если регулирование соответствует требованиям, оно происходит как таковое; если не удовлетворяет требованиям, его как такового не существует. Словом, знание требований относительно регулирования способствует его здийсненню.
Существует немало принципов правового регулирования рынка ценных бумаг, но особого внимания заслуживают следующие:
принцип законности предполагает обязательное выполнение требований, которые прямо изложены в законах или подзаконных актах; обязанность не выходить за рамки дозволенного, если такие границы определены законом или подзаконными актами, право на регулирование по своему усмотрению, если закон или подзаконный акт его ограничивают;
принцип делегирования полномочий заключается в том, что права и обязанности по решению определенных вопросов передаются от одного регулирующего органа или института к другому. Фактически речь идет о внутригосударственное, государственно-институциональное и внутришньоинституцийне делегирования полномочий. Следует отметить, что орган или институт, который передает права и обязанности по регулированию определенных отношений, сам должен быть уполномочен осуществлять регулирование этих отношений на законных основаниях;
принцип рационального моделирования. При регулировании взаимоотношений важным шагом является принятие и выполнение соответствующего решения. Этот процесс предполагает определение проблемы, разработка совокупности разнообразных решений этой проблемы, выбор рационального решения, воплощение выбранного решения в практику, оценки влияния решения на состояние проблемы, подлежащей регулированию;
принцип структурного построения нормативных актов состоит в требованиях по размещению статей и разделов документа в определенной последовательности, что обеспечивает его действенность и соответственно является средством эффективного правового регулирования;
принцип лексической определенности правовых текстов заключается в выразительности и понятности слов, принятых в нормативных актах, поскольку трудно управлять тем и придерживаться того, что незрозумило.
Рынок ценных бумаг должно привлекать инвесторов законностью, честностью и порядком. Этого можно достичь только путем государственного регулирования индустрии ценных бумаг в тесном взаимодействии с ее представниками.
Государство вмешивается не в свободу рынка ценных бумаг, а ради свободы. Именно на этих принципах сформированы цели и задачи государственного регулирования рынка ценных бумаг Украины, которые закреплены в Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30 октября 1996 г. № 448/96-ВР.
Законодательством определено, что государственное регулирование рынка ценных бумаг - это осуществление государством комплексных мероприятий по упорядочению, контроля, надзора за рынком ценных бумаг и их производных и предотвращение злоупотреблений и нарушений в этой сфери.
Целями государственного регулирования являются:
реализация единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных;
создание условий для эффективной мобилизации и размещения ценных бумаг участниками финансовых ресурсов с учетом других интересов общества;
получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер сделок с ценными бумагами и другой информации, влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг;
обеспечение равных возможностей для допуска эмитентов, инвесторов и посредников на рынке ценных бумаг;
гарантирование прав собственности на ценные бумаги;
защита прав участников фондового рынка;
интеграция в европейский и мировой фондовые рынки;
Для достижения поставленных целей государство использует такие формы регулирования:
контроль за деятельностью лиц, которые обслуживают выпуск и обращение ценных бумаг;

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ процессе портфельного инвестирования В УКРАИНУ 3.2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг. Государственные органы регулирования и контроля , функции их. Государственные нормативные акты по регулированию фондового рынка и процесса портфельного инвестирования в Украину