2.1. Система маркетинга приватизации. государственный маркетинг

Трансформация собственности объективно обусловливает потребность в подготовке бывших государственных предприятий к существенному повышению уровня международной конкурентоспособности в результате их включения в действующую сбытовую сеть, а также к партнерству с клиентами, профессионально подготовленными по вопросам финансов и маркетинга. Кроме того, персонал предприятий рыночной ориентации имеет большой (и почти незнакомый нам) опыт мотивации труда, которая рассчитана на будущий предпринимательский успих.
Приватизация обусловливает необходимость создания предприятий новых, жизнеспособных, с высоким уровнем производительности труда. Практика стран, которые перестраивают экономику, и прежде всего Германии, показала эффективность отраслевых программ продажи на конкурсной основе малых и средних пидприемств.
Зависимости от отрасли и величины предприятий необходимо использовать различные средства и методы приватизации с тем, чтобы добиться успеха. Часто бывает целесообразным использование комбинированных инструментов приватизации.
В целом в системе маркетинга приватизации целесообразно выделять три составляющие, а именно:
- Государственный маркетинг приватизации,
- Отраслевой маркетинг приватизации,
- Маркетинг приватизации непосредственно конкретного пидприемства.
Составляющие государственного маркетинга приватизации приведены на рис. 2.1.
Государство законодательно определить критерии разукрупнения (разделения) предприятий на отдельные структурные самостоятельные единицы. Маркетинговые исследования должны обосновать целесообразность такого разделения и экономическую эффективность приватизации предприятий отдельными частками.
В этом случае объектом приватизации может быть имущество предприятий, цехов, производств, участков, других подразделений, которые являются целостными имущественными комплексами (единицами), если в случае их выделения в самостоятельные предприятия не нарушается технологическое единство производства или существует возможность разграничения сфер деятельности и сохранение схемы функциональных связей в условиях технологического видокремлення.
В системе государственного маркетинга главное место занимает санация государственных предприятий с целью предотвращения их банкротства, оздоровлению финансового состояния и повышения конкурентоспроможності.
Государственный маркетинг направлен прежде всего на обеспечение в процессе санации дальнейшего развития приоритетных отраслей народного хозяйства, рациональной отраслевой и межотраслевой переориентации деятельности предприятий, осуществление антимонопольных заходив.
Значительную роль в системе государственного маркетинга играет привлечение инвестиций, в том числе и от иностранных инвесторов. Эффективность использования инвестиций, рост их объемов в процессе приватизации со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов в значительной степени зависит от успешного проведения рыночных реформ. В условиях экономического кризиса важное значение имеет государственная поддержка реализации приватизационных проектов с учетом целей и задач государственных программ приватизации и структурной перестройки виробництва.
Привлечение иностранных инвесторов к приватизации осуществляется продажей им объектов малой приватизации, а также пакетов акций (долей, паев) акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации.
Помимо продажи пакетов акций стратегическому инвестору, возможно передачи пакета акций в управление стратегическому инвестору, при условии принятия государством решения о целесообразности такого проекта. В этом случае стратегический инвестор берет определенные инвестиционные обязательства, а непосредственно процесс контролируется на основе договора между стратегическим инвестором и государственным органом приватизации. Особое внимание при выборе (технико-экономическое обоснование) послеприватизационного развития объекта следует обращать на план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиций, сроков и порядка их внесения. Размер пакетов акций открытых акционерных обществ, которые может приобрести инвестор, не ограничивается. Только в отдельных случаях этот процесс ФГИУ согласовывает с Кабинетом Министров и с Антимонопольным комитетом. Законодательно утвержден перечень предприятий, находящихся в государственной собственности, приватизации имущества которых целесообразно осуществить с привлечением иностранных инвестиций.
Особое значение приобретает государственный маркетинг при осуществлении приватизации крупных и средних предприятий, которые имеют особое значение для экономики Украини.
При привлечении инвесторов к процессу приватизации должны учитываться как государственные интересы, так и интересы инвесторов. Предприятие должно быть достаточно привлекательным (как правило, инвестор взвешивает возможность возврата инвестиций в денежных потоках при минимальном риске). Потенциальный инвестор интересуется позиции данного предприятия на рынке имущества, уровнем его конкурентоспроможності.
В случаях, когда покупатель не обеспечивает выполнение условий инвестирования, предусмотренных бизнес-планом или концепцией развития предприятия в послеприватизационный период, а также в случаях неэффективного хозяйствования, доведение предприятия до банкротства необходимо осуществлять процесс деприватизации имущества, то есть возвращения в государственную собственность с компенсацией прежним собственникам расходов , которые они сделали во время приватизации.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ ПРИВАТИЗАЦИИ 2.2. Сущность и механизм проведения отраслевого маркетинга приватизации