6.2. Порядок проведения санации предприятия
Осуществления финансового оздоровления (санации) фирмы связано с внедрением комплексной системы экономико-организационных мероприятий (рис.6.1).Концепция санации разрабатывается поэтапно, а именно: идентификация кризиса, первичный анализ, проектирование срочных мер, точный диагноз проблемы, разработка концепции санации, выбор альтернативных вариантов, детализация и внедрения концепции, контроль и осуществление новых заходив.
Важным фактором, который может вызвать банкротство предприятий, является уровень приватизации. Низкий уровень приватизации и наличие государственных монополий в Украине создают много препятствий (особенно для новых предприятий), связанных с отсутствием достаточного конкурентной среды, проведение политики протекционизму.
Одновременно государство заинтересовано в проведении санации предприятий при определенных условиях, а именно:
- Обеспечение дальнейшего развития приоритетных отраслей народного хозяйства;
-Отраслевой или межотраслевой переориентации деятельности предприятия
- Осуществление антимонопольных мер тощо.
Порядок проведения санации государственных предприятий, кроме случаев санации предприятия-должника в случае возбуждения дела о банкротстве, регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 8.02.1994 г. № 67.
Согласно этому положению комиссия по санации проводит анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия, который начинается из основных показателей его деятельности и имущественно-финансового состояния:
1. По данным бухгалтерского баланса определяется общая стоимость имущества, сумма оборотных активов и величина собственных и заемных средств, вложенных в имущество пидприемства.
2. Анализ финансового состояния предприятия проводится по показателям абсолютной ликвидности на начало и конец отчетного периода и по показателю платежеспособности. Порядок расчета этих показателей представлены в табл. 6.1.
По данным аналитического учета на последнюю отчетную дату проводится расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты ее возникновения и суммы. Если имеющихся активов в ликвидной форме недостаточно для удовлетворения в установленный срок требований, предъявленных к юридическому лицу кредиторами, и выполнение обязательств перед бюджетом, такой субъект предпринимательской деятельности признается неплатоспроможним.
С целью конкретизации основных показателей ликвидности проводится анализ средств на расчетном, текущем валютном, специальном и других счетах, на аккредитивах, а также анализ задолженности по ссудам банков и дебиторской заборгованости.
3. Комиссия определяет сумму затрат в себестоимости продукции, не связанной с производственно-хозяйственной деятельностью. При этом анализу подлежит фактическая (в натуральном и стоимостном выражении) наличие сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, товаров, других товарно-материальных ценностей, не имеющих отношения к производству продукции. Исходя из этого, даются рекомендации по их дальнейшему использованию, в том числе продажи или передачи в оренду.
4. На основе данных анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия комиссия представляет выводы и предложения органа, уполномоченному управлять государственным имуществом, который принимает решение о проведении санации данного предприятия. Финансовые и материально-технические источники санации определяются индивидуально для каждого предприятия под целевые планы и проекты.
6.1. Кризис предприятия и способы ее отвлечь | 6.3. Финансовый план инвестиционного проекта |