2.1. Сущность и отличительные особенности антикризисного управления предприятием

Высокая вероятность возникновения и развития кризиса в процессе деятельности любого предприятия предопределяет необходимость осуществления специализированного антикризисного управления. В последнее время этот термин широко распространен, однако понимание сущности этого направления управления, его содержания, особенностей, теоретического обоснования еще находится на стадии формирования. Это вызывает различные подходы и толкования, нетождественность оценок отдельных базовых положень.
За последние годы в странах СНГ издано значительное количество специализированных коллективных и индивидуальных монографий, научно-методических изданий, посвященных проблемам антикризисного управления предприятия, в которых наряду с другими вопросами нашли освещение и содержательные признаки этого термину.
Общепризнанно, что антикризисное управление следует рассматривать как один из функциональных направлений управления предприятием (как разновидность организации "), то есть, согласно концепции М. Мескон, как" процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей , стоящих перед организацией "[193, с.38]. Выживание, есть возможность существовать как можно дольше, является важнейшей задачей большинства организаций [173, с.48], поэтому антикризисное управление, бесспорно, является составляющей менеджмента предприятия в целом. Эта точка зрения подтверждается в определении антикризисного управления проф. Е.О. Уткина - "составляющая общего менеджмента на предприятии использует его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предотвращение возможных осложнений в деятельности предприятия, обеспечения его стабильного успешного хозяйствования" [131, с 13].
Отдельными украинскими исследователями, в частности в работе Н. В. Туленков [219, с 19-25], высказывается мнение, что любое управление организацией должно быть антикризисным, то есть построенным на учете риска и опасности кризисных ситуаций. Эту же точку зрения поддерживает проф. Е.М. Короткое. Согласно его определения "антикризисное управление имеет свой предмет влияния-проблемы, реальные и ожидаемые факторы кризиса, т.е. все проявления обострения противоречий, вызывающих угрозу их острого проявления" [112, с.131].
Согласно такому толкованию проф. Н.В. Туленков предлагается дифференцировать антикризисное управление в зависимости от стадии (глубины) кризиса на такие подвиды [219, с 19-25]
1) предкризисное управление, которое осуществляется для своевременного выявления и решения проблем (принятия решений) с целью предотвращения кризиса;
2) управление в условиях кризиса, целью которого признается стабилизация неустойчивых состояний и сохранения управляемости системы;
3) управление процессами выхода из кризиса, которое осуществляется с целью минимизации потерь и упущенных возможностей при выводе предприятия из состояния кризи.
Безусловно, любое управление в определенной мере должно быть антикризисным, и тем более становится по мере вступления предприятия в стадию кризисного развития. Игнорирование этого обусловливает существенные негативные последствия, учета - способствует безболезненному, бархатном прохождению кризи.
Одновременно признается некорректным смешивания (видимо отождествление) понятий "антикризисное направление управления" и "антикризисное управление". Особенностью антикризисного управления является не только направление, но и структурно-логическое построение, специальный инструментарий, отдельный субъект проведения, в комплексе и позволяет рассматривать антикризисное управление как выделен направление управленческой дияльности.
Существуют три концептуально разные философские подходы к поведению и отношению к кризису:
• кризис - зло, с ним необходимо бороться и использовать все имеющиеся средства и возможности;
• кризис - удар судьбы, его надо перетерпеть, преодолеть, он имеет свою логику развития, поэтому должен вызреть и использование агрессивных действий ("крепкой артиллерии") не является оправданным;
• кризис - благо, которое надо использовать для своего блага, например освобождение от неэффективных бизнес-идей, избыточных ресурсов, персонала, формирование характера и управленческой "хватки" тощо.
Исходя из этого, антикризисное управление не всегда быть агрессивным по своей сути, может использоваться и тактика нейтралитета, ожидания тощо.
Возможность осуществления антикризисного управления базируется на следующих положениях теории кризиса, которые были рассмотрены выше:
• кризиса явления могут быть определенным образом управляемыми, т.е. кризиса возможно предвидеть, ожидать, вызвать, ускорять, предотвращать, оттягивать, их внешнее проявление и последствия - смягчать;
• к кризисам возможно и необходимо готовиться;
• управление в условиях кризиса требует применения особых подходов, специальных знаний и навичок.
Возможность антикризисного управления определяется прежде человеческим фактором. Только осознанная деятельностью человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия для решения наиболее сложных и болезненных проблем, накапливать опыт преодоления кризисов и творчески использовать его с учетом реалий текущей макроситуации и особенностей хозяйственной системы предприятия. Целесообразность внедрения антикризисного управления продолжает оставаться одним из дискуссионных вопросов, особенно в-зарубежной литературе и практике. Так, английские специалисты [150, с 169-170] основывают свою точку 30РУ на теории Дж. Дарвина относительно выживания сильнейших. При капитализме ресурсы общества перераспределяются через механизм банкротства от владельца неэффективного к владельцу эффективного, способного использовать их с максимальной отдачей для себя и общества. Если вмешиваться в этот механизм шляхом
уменьшение количества банкротств, не приведет ли это к снижению эффективности экономики? Следовательно, признание целесообразности и общественной поддержки антикризисного управления должно быть дифференцированным, то есть не стоит тратить силы и средства на содержание от краха неэффективно функционирующих компаний.
Антикризисное управление в зарубежной литературе чаще всего рассматривается как внешнее управление, осуществляемое специально подготовленными и приглашенными на предприятие специалистами и целесообразно только на предприятиях, банкротство которых имеет негативные общественные последствия. На других предприятиях организация такого антикризисного управления не имеет смысла, поскольку это обременит их владельцев дополнительными расходами, продолжит неэффективное использование ресурсов, что приведет к агонии пидприемства.
Иную точку зрения высказывает проф. А.В. Малявина, которая связывает данный термин с "самоорганизацией системы на базе активного и квалифицированного, прежде всего внутреннего, менеджмента". Его основные процедуры применяются не тогда, когда единственным средством управления является внешнее регулирование его деятельности, а постоянно, не допуская вхождения в кризисный период, по возможности ограничиваясь гомеостатических преобразованиями, есть превентивными действиями [123, с 48]. Таким образом, внутреннее антикризисное управление должно осуществляться в течение всего жизненного цикла предприятия и рассматриваться не как временная мера, а постоянная составляющая системы менеджменту.
Эту же позицию разделяет проф. Г.М. Курошеева [118, с 165], определяя антикризисное управление как совокупность внешних и внутренних воздействий на предприятие, которое осуществляется на всех стадиях его жизненного цикла для предотвращения снижения его конкурентного преимущества (при слабых признаках кризисного состояния) или ее восстановления, если предприятие уже находится в кризисном стани.
Ложными представляются также ограничения периода антикризисного управления ситуацией банкротства и специфическими управленческими усилиями, которые осуществляется в течении внешнего управления предприятия арбитражными управляющими, которое предлагается отдельными исследователями, поскольку кризисные явления требуют соответствующего реагирования существенно раньше начала инициирования соответствующих судебных процедур.
Рассматривая сущность и задачи антикризисного управления, все исследователи едины во мнении относительно его специфичности. Основные отличия, присущие антикризисному управлению,
заключаются в следующем:
1) специфичность цели осуществления - сохранение предприятия как хозяйствующего субъекта и восстановления его жизнеспособности;
2) использование специфического управленческого инструментария, т.е. средств и приемов управленческого воздействия; антикризисное управление не может быть сведено, например, к поиску резервов роста производительности труда, сокращение расходов, поиска новых рынков сбыта, реструктуризации активов и пассивов - эти меры должны осуществляться постоянно, независимо от состояния предприятия, хотя в условиях кризиса они и становятся антикризисными за своим направления; достижения определенных задач требует применения нестандартного, и даже неприемлемого, в нормальных условиях состава управленческих средств;
3) отделение суб объектов осуществления, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, полномочия, знания и навыки, берут на себя ответственность за результаты своей деятельности;
4) существенные ресурсные ограничения, связанные с невозможностью или сложностью получения дополнительных ресурсов, прежде всего - финансовых, поскольку привлечение финансовых ресурсов в условиях низкой (даже отрицательной) кредитоспособности и инвестиционной привлекательности является чрезвычайно сложным управленческим задачам;
5) существенные временные ограничения, обусловленные возможными агрессивными действиями кредиторов предприятия и возникновением угрозы инициирования банкротства и ограничения дееспособности существующего руководства предприятия;
6 ) ориентация управленческих усилий не только на внешние проявления осложнений и проблем, но и на их глубинные корни (причины появления), что является препятствием повторения кризиса;
7) повышенная рискованность управленческих решений, принимаемых и реализуемых в связи с высоким степенью неустойчивости (напряжение) хозяйственной системы;
8) повышение значимости информационно-аналитической поддержки управленческих решений, принимаемых сравнительно больший объем использования аналитически-расчетных и прогностических процедур;
9) ориентация на минимизацию потерь всех заинтересованных лиц - владельцев, персонала , кредиторов, государства;
10) использование инновационных решений, креативного подхода к определению типа поведения в ситуации и поиска путей выхода из нее;
11) обеспечение высокой эффективности управленческого воздействия требует более высоких финансовых и интеллектуальных затрат, соответственно имеет большую стоимость по сравнению с нормальными условиями господарювання.
Обобщая вышеизложенное можно дать следующее толкование термина "антикризисное управление" - постоянно организовано специальное управление, в основу которого положена система методов и принципов разработки и реализации специфических управленческих решений, принимаемых обособленным субъектом в условиях существенных ресурсных и временных ограничений, повышенного риска, финансовых и интеллектуальных затрат для восстановления жизнеспособности предприятия и недопущения его ликвидации как хозяйствующего субъекта.
Объектом антикризисного управления является возникновения и углубления кризиса развития предприятия, что имеет негативные последствия для жизнедеятельности предприятия, ее устранения и запобигання.
Учитывая разнообразие кризисных явлений и наличие много-вариантности в их проявлении, могут реализовываться различные концепции (модели) осуществления антикризисного управления в отношении отдельных параметров кризиса (рис.2.1):

1) в зависимости от влияния на начало кризисного периода:
• "приближения" - суть которой заключается в создании условий для ускорения наступления кризиса, в том числе за счет соответствующего воздействия на факторы-провокаторы кризиса;
• "удаления" - которая предусматривает создание предпосылок для отсрочки проявления кризиса (перенесение тяжести потерь на будущие периоды)
• "невмешательства" - в ходе которой отсутствуют управленческие усилия, направленные на начало кризисного периода;
2) в зависимости от влияния на конечный результат:
• "предотвращения возникновения" - сущность которой заключается в подготовке и реализации таких управленческих меры, исключающие возникновения кризисных явлений;
• "стабилизация положения" - при реализации которой главное внимание уделяется обеспечению управляемости системы в течении прохождения кризисного состояния;
• "приспособления" - сущность которой заключается в обеспечении минимизации внешних негативных влияний и использования преимуществ положительных воздействий;
• "выход из кризиса" - целью которой является завершение кризисного периоду
Независимо от его последствий, в том числе негативных;
3) в зависимости от характера поведения в течение кризисного периода:
• "содействие развертыванию" - сущность которой заключается в реализации специальных действий и мероприятий, направленных на наиболее быстрое вызревание противоречий, обусловивших возникновение кризиса, и активизацию их проявления;
• "нейтралитета" - сущность которой заключается в неприятии любых управленческих мероприятий, а лишь в накоплении ресурсов;
• "борьба с негативными проявлениями и последствиями" - при реализации этой концепции антикризисное управление ориентируется на преодоление кризиса;
4) в зависимости от объекта управленческих усилий:
• "последствия кризиса" - при использовании которой антикризисное управление ориентированное на последствия развертывания кризиса с целью их минимизации;
• "причины кризиса" - при использовании которой антикризисное управление направляется на локализацию или устранение причин возникновения кризиса;
• "продолжительность кризиса" - целью которой признается сокращение срока прохождения кризиса;
• комбинированное антикризисное управление, которое предусматривает викорис
Зования разнообразного инструментария зависимости от обьекта
Управленческих усилий;
5) в зависимости от привлечения внешних ресурсов и специалистов: Module . • внешнее антикризисное управление, которое осуществляется по инициативе внешних агентов (кредиторов, государства и т.д.) и с привлечением внешних ресурсов;
• внутреннее антикризисное управление, которое осуществляется по инициативе собственников и руководства предприятия и базируется на использовании внутренних ресурсов и резервов; Module . • комбинированное антикризисное управление, в ходе которого используются различные источники ресурсив.
Используя медицинскую терминологию [191], в рамках анти-кризисного управления должна проводиться комплексное "лечение" предприятия: 1) симптоматическое - направлено на преодоление симптомов, 2) патогенетическое - ориентированное на процесс, течение болезни, 3) етиот-ропне - в ходе которого непосредственно ликвидируется причина болезни. Только сочетание названных видов ожидания "обеспечивает высокую эффективность антикризисного управления.
Глава 2. Базовые теоретические положения антикризисного управления предприятием 2.2. Субъекты антикризисного управления и требования по их профессиональных знаний и навыков