3.3. Информационное обеспечение диагностики кризиса развития предприятия

Под информационным обеспечением диагностики кризиса развития предприятия понимается совокупность информации внутреннего и внешнего характера относительно результатов и перспектив деятельности предприятия. Возможность формирования и качественные признаки информационной базы исследования являются весомыми факторами, поскольку доступ к определенным источникам информации обуславливает полноту и достоверность информации, выбор методов исследования, корректность диагностического висновку.
Информационная база диагностики кризисных явлений и угрозы банкротства формируется из двух информационных подсистем - внутренней и зовнишньои.
Источниками внутренней информации:
1) финансовая отчетность предприятия (ф. № 1 "Баланс", ф. № 2 "Отчет о финансовых результатах деятельности и их использовании", ф. № 3 "Отчет о движении денежных средств", ф. № 4 "Отчет о собственном капитале ", ф. № 5" Примечания к финансовой отчетности ")
2) налоговая отчетность (налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, декларация по налогу на прибыль);
3) статистическая отчетность предприятий по объемам и структуре производства и сбыта продукции (в зависимости от отрасли и вида экономической деятельности), финансовых результатов, дебиторской и кредиторской задолженности (ф. № 1-Б срочная)
4) первичная бухгалтерская и оперативная информация о финансовых обязательств предприятия, его дебиторов, имеющихся товарно- материальных запасов и других ликвидных ценностей, источников получения доходов, состав текущих затрат и т.д.;
5) материалы аудиторских проверок предприятия;
6) результаты специальных обследований и спостережень.
Переход предприятий с 2000 года на новые методологические принципы бухгалтерского учета и раскрытия информации в финансовой отчетности, предусмотренные Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета [87-99], способствует повышению объективности финансовой информации, лучше удовлетворяет информационные потребности различных групп стейкхолдеров (англ. - stakeholders), т.е. лиц, имеющих отношение к предприятию - инвесторов, кредиторов, менеджеров и работников предприятия, поставщиков, потребителей, общественных и государственных учреждений. Тем самым создаются хорошие предпосылки для диагностики финансово-имущественного состояния пидприемства.
Налоговая отчетность предприятия является весомым информационным источником не только для проведения внутренней диагностики (наличие налоговых долгов), но и преимущественно используется в течении внешней диагностики, которую осуществляют государственные налоговые администрации. Мониторинг налоговой дисциплины и финансового состояния налогоплательщиков проводится преимущественно с использованием содержащейся в налоговой отчетности, которая является для этой группы стейкхолдеров единственным систематическим информационным источником. При обнаружении признаков нарушений и наличия налоговых долгов эта информация дополняется оперативной информации, собранной в ходе налоговых проверок и специально осуществленных запитив.
Использование данных статистической отчетности предприятий позволяет проанализировать:
1) динамику и структуру производства и сбыта продукции в стоимостных и (или ) натуральных показателях соответствии с утвержденными формами отчетности;
2) оценить ежемесячные объемы финансовых результатов деятельности, что позволяет углубить информацию финансовой отчетности и оценить ритмичность деятельности предприятия в течение квартала;
3) структуру кредиторской и дебиторской задолженности по видам, месту расположения контрагентов ( внутренняя, страны СНГ, другие страны), срочностью погашения, форма № 1-Б "Отчет о финансовых результатах, дебиторской и кредиторской задолженности" является единственной формой отчетности предприятий, в которой отражается объем просроченной дебиторской и кредиторской заборгованости.
Первичная информация управленческого и бухгалтерского учета позволяет получить максимально полную и достоверную информацию о всех хозяйственных операций предприятия, прямо или косвенно могут влиять на возникновение и течение кризиса. Использование этой информации предполагает наличие знаний и навыков в области бухгалтерского учета, которые позволяют: I) оперировать информацию из регистров аналитического бухгалтерского учета (оборотные ведомости по счетам и субсчетам бухгалтерского учета согласно Плану счета, действующего на данном предприятии) 2) проверить корректность отображения отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете с точки зрения выявления злоупотреблений, ошибок тощо.
Весомым источником информации могут служить акты и первичные материалы аудиторских проверок, особенно не обязательных (проводится ежегодно в акционерных обществах для подтверждения достоверности и полноты данных финансовой отчетности), а добровольных (проведение которого заказывается предприятием для превентивной проверки и получения консалтинговой помощи) [8 ].
Как известно, внешний аудитор - это независимый високодипломо-ваний специалист, имеющий лицензию на осуществление этого специфического направления предпринимательской деятельности и профессиональную пидготовку.
Соответствии с международными стандартами аудита аудитор должен сохранять конфиденциальность по отношению к своему заказчика и стоять на стороне владельца или заказчика при проведении проверки. При проведении проверки аудитор должен:
• поддерживать работу по выявлению кризиса, проведению ее диагностики, в частности рассчитать важнейшие показатели-индикаторы кризиса, провести их горизонтальный и эталонный анализ и т.д.;
• при выявлении признаков кризиса - немедленно сообщить об этом владельца и заказчика и предложить меры по ее смягчению и (или) преодоление (в зависимости от стадии и других параметров);
• обязательно отразить факт кризиса и вероятность банкротства предприятия в аудиторском заключении, материалах, публикуемых в средствах массовой информации для своевременного информирования всех владельцев предприятия относительно возможных рисков и втрат.
Как свидетельствует не только украинских, но и зарубежная практика, существуют многочисленные случаи недостоверности данных бухгалтерского облику
и финансовой отчетности, причиной является не только низкая квалификация специалистов соответствующих служб, изменение методологии (в Украине - внедрение национальных стандартов), а злоупотребления и мошенничество должностных лиц предприятия. В любом случае, бухгалтерский учет и отчетность отражают лишь события, имевшие место в прошлом, характеризующие процесс кругооборота капитала, фактически завершився.
Учитывая эти обстоятельства, важным источником информации, необходимой для достоверной углубленной диагностики кризиса, есть другие источники информации, в частности настроение в коллективе, точка зрения персонала на существующие проблемы и их причинах, менеджеров по продажам, которые непосредственно контактируют с покупателями продукции (товаров, работ , услуг). Сбор такой информации проводится путем анкетирования (по специально разработанным анкетам), путем осуществления фотографии рабочего дня (для выявления организационных проблем), прямого опроса (собеседования "возраст на глаз"), методом "мозгового штурма" в специально сформированных микрогруппах для выявления основных проблем и причин их возникновения и тому подобное. Оправданным следует считать распространение зарубежного опыта анонимного информирования руководства и владельцев относительно имеющихся проблем и предложения по усовершенствованию деятельности предприятия, отдельных бизнес-процессов и т.д. (например, в Украине такая практика активно используется McDonalds Ukraine).
Накопление внутренней информации должна проводиться по утвержденному перечню показателей с определенной периодичностью. При условии применения автоматизированных систем бухгалтерского учета база необходимых данных может формироваться автоматически согласно разработанной программе. Информация, накапливаемая, должен давать полное и объективное представление об объемах и сроки выполнения обязательств и текущих платежей, необходимых для нормального течения финансирования деятельности - с одной стороны; и о возможности предприятия по обеспечению ритмичного и устойчивого финансирования - с другой.
Целью накопления внешней информации является проведение мониторинга внешнего окружения предприятия, прежде всего в таких сегментах как конъюнктура рынков (потребительских, товарных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов), государственное регулирование бизнеса, налоговая политика государства. Источниками получения такой информации являются публикации в прессе и специализированных изданиях, конъюнктурные обзоры, обзоры политических и экономических новостей, выступления народных депутатов и представителей властных структур, публикации проектов законодательных актов и прогнозы решений правительства, макроэкономическая статистика, данные бюджетов соответствующего уровня, ожидаемые темпы инфляции и привлечения внешних кредитов тощо.
Особенно полезной является информация, полученная по оперативному макросреды, прежде всего от таких групп агентов, как: клиенты (потребители), поставщики, конкуренты, обслуживающий банк тощо.
Опрос потребителей позволяет понять, почему продукция предприятия не пользуется спросом или реализуется в меньших объемах и необходимо ввести для исправления становища.
Предприятия-конкуренты работают в тех же условиях хозяйствования, а следовательно переговоры с ними позволяют лучше понять, какие наиболее значимые угрозы и риски, присущие текущему состоянию рынка, как оценивается текущая конъюнктура рынка, насколько достоверно ее улучшения (или ухудшения) на будущее, в чем заключаются весомые конкурентные преимущества, обеспечивающие высокий конкурентный статус на данном этапе развития ринку.
Переговоры с банком, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание предприятия, позволяют узнать о текущих проблемах денежного оборота предприятия (ритмичность, сбалансированность), имеющийся опыт кредитования (кредитную историю), достоверность и условия финансовой поддержки антикризисной программы предприятия (кредито-способность).
Большое значение для создания надлежащего информационного обеспечения диагностики имеют различные Интернет источники-порталы и сайты, на которых размещается содержательная информация, а именно:
• действующие нормативно-инструктивные материалы и законопроекты, находящиеся на рассмотрении, например, www.liga.net, www.rada.gov.ua;
• отраслевые аналитические обзоры конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, например, www.autoconsulting.com.ua, www.business.ua,
www.dengi-info.com, www.apk-inform.com, www.ukrfood.com.ua, www. usb.com.ua, www.quote.ru;
• цен реализации аналогичной продукции (товаров, работ, услуг), цен закупки необходимых материально-технических ресурсов, например, www.passage.com.ua, www.zakupivli.com, www.machinery.com.ua, www. price-list.kiev.ua, www.tovary.net, www.allinfo.com.ua;
• предложения коммерческих банков относительно условий и цен кредитования, например, www.pravex.com, www.privatbank.com.ua, wwwl.raiffeisenbank.com.ua, www.tavrika.com, www.alfabank.com.ua;
• базы данных относительно финансово-имущественного состояния предприятий-аналогов, например, www.istock.com.ua;
• информационные материалы о прохождении дела о банкротстве: www.liga.net/bankrupt/;
• предложения по покупке-продаже материальных активов в ходе ликвидационной процедуры: www.spfu.gov.ua;
• другая содержательная информация, которая может быть получена с помощью поисковых систем.
Внешняя информация, как правило, является описательной (только отдельные параметры оцениваются количественно измерительными показателям) и достаточно агрегированной (обобщенной). Однако ее осмысление, анализ и синтез позволяет определить общее направление развития рыночной ситуации, современное состояние и дальнейшие перспективы деятельности предприятия.
3.2. Структурно- логическая модель процесса диагностики кризиса развития предприятия Глава 4. Методологические основы и практический инструментарий диагностики кризисного состояния и угрозы банкротства предприятия