6.2. Ресурсные предпосылки выживания предприятия и методологические аспекты их оценивания

Начальным этапом исследования потенциала выживания предприятия является исследование состояния и состава ресурсов, имеющихся в его распоряжении на момент оцинювання.
Проблемы ресурсного обеспечения деятельности предприятия, зависимости между объемом, составом ресурсов и достигнутыми результатами деятельности, оценки достаточности ресурсного потенциала для достижения запланированных показателей деятельности традиционно находились в центре внимания многих дослидникив.
Классическим постулатом экономической теории признано, что для осуществления производственной деятельности предприятию нужны факторы производства, основными из которых являются труд, капитал и земля (природные ресурсы). Под производственными факторами принято рассматривать ресурсы, которые реально вовлечены в процесс производства, то есть "производительные" ресурсы ".
Последнее время в состав ресурсов фирмы относят также способность к предпринимательской деятельности, предприимчивость хозяйствующих субъектов. Хотя этот фактор не является овеществленным и количественно определенным, именно он играет решающую роль в успехах фирмы, обусловливает эффективность использования ее материальных и финансовых ресурсив.
Существуют различные методические подходы к характеристике ресурсов фирмы. Так, в составе факторов производства принято выделять элементарные ресурсы (труд, капитал, нематериальные активы) и диспозиционные ресурсы, то есть управленческие ресурсы, способность человека (субъекта управления) комбинировать элементарные факторы для достижения элементарных целей и задач развития системы, выполнения функций управления ее дияльнистю.
Ресурсы (факторы производства) также принято подразделять на постоянные (фиксированные) и переменные . Постоянные (фиксированные) - это те, количественные масштабы использования которых невозможно изменить течение заданного временного периода, переменные - объем которых изменяется во времени, даже в течение одного операционного цикла предприятие имеет возможность изменить их количество. Объем каждого вида ресурсов может быть определен с помощью количественных и качественных характеристик.
Предметом многих исследований стала количественная зависимость между наличием ресурсов
Данная задача решается стандартными методами. Графической иллюстрацией ее решения является набор эквипотенциальных линий, которые демонстрируют зависимость выпуска продукции q от соотношения объема ресурсив.
Вторым постулатом экономической теории является тезис, что объем выпуска продукции зависит не только от количества факторов производства, но и от их комбинации. Способность ресурсов в комбинации определяется их взаимозаменяемостью, которая очерчивает границы замещения одного фактора производства другим. Эти границы оговариваются научно-техническим прогрессом, уровнем технологии, индивидуальными особенностями конкретного производства. На основании количественной оценки границ заменимости отдельных факторов (то есть возможных комбинаций факторов для выпуска одинакового объема продукции) может быть построена карта изоквант, т.е. кривых, точки которых демонстрируют возможности замены объемов использования ресурсов для получения определенного объема продукции (при движении вдоль отдельной изокванты) и возможностей ее роста (при переходе к изокванты, которая расположена правее и выше на карте изоквант).
Рассмотрены постулаты стали теоретической базой для практических исследований по ресурсам и ресурсных возможностей хозяйственной системи.
Общим признаком производственных ресурсов признается потенциальная возможность их привлечения к производственному процессу, а также объем и состав их использования при заданном уровне развития пидприемства.
Учитывая это, используются следующие термины:
запас ресурса - его имеющийся объем, который фактически находится в распоряжении хозяйственной системы; Module . поток ресурса - объем, который может быть привлечен дополнительно к использованию в течение одного производственного циклу.
Ресурсом хозяйственной системы следует считать только тот фактор производства, на использование которого в рамках производственного цикла распространяется хотя бы одно из таких ограничений, как объем потребности в использовании зависит от запасов ресурсов, интенсивность использования фактора обусловливается объемам запасов, расходами на пополнение запасов и их вовлечение в хозяйственный обороту.
Получила распространение и дефиниция "ресурсный потенциал" предприятия, в состав которого включаются запасы природных, материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также трудоспособное население как источник пополнения трудовых ресурсов. По содержанию этот термин используется прежде всего для характеристики источников ресурсов и возможностей будущего развития производственной системы в случае их мобилизации.
Состояние ресурсного потенциала может быть описан с помощью количественных и качественных характеристик. Количественные характеристики необходимы для оценки объемов запасов ресурсов и скорости их роста. Использование качественных позволяет дать частичную или комплексную оценку потребительских качеств и эффективности использования отдельных видов ресурсив.
Понятие комплексности применяется для оценки степени использования потребительских качеств отдельных видов ресурсов в хозяйственном процессе, является основой для поиска внутренних резервов повышения эффективности системы без дополнительного привлечения ресурсив.
Взаимозаменяемость ресурсов определяется их полифункциональ-ностью, обусловливает пределы замещения одного ресурса другим зависимости от наличия, возможностей роста, стоимости привлечения и других факторов. Степень взаимозаменяемости ресурсов определяет возможности снижения расходов по их использованию и соответственно - рост доходов зависимости от соотношения цен на отдельные виды ресурсов, фактически склалося.
Взаемодоповненисть ресурсов проявляется через соблюдение определенных пропорций в использовании отдельных видов ресурсов при данной технологии производства и потребления ресурсов. Практическим результатом оценки взаемодоповнености является выявление излишков отдельных ресурсов, которые не используются в хозяйственном процессе и могут быть резервом роста объемов деятельности предприятия при соответствующем росте ресурсов, объемы использования которых достигли верхней границы (тормозят развитие системы). Выявление таких ресурсов дает возможность обосновать направление первоочередных инвестиционных вложений предприятия к развитию ресурсной бази.
Кроме того, объем и состав ресурсов может быть охарактеризован в функциональном аспекте (в зависимости от места и роли использования отдельных видов ресурсов в процессе производства), пространственном аспекте (исходя из их территориального местонахождения), временном аспекте (который характеризуется мобилизационной готовностью отдельных ресурсов, время, необходимым для их созревания).
Таким образом, в состав системы показателей, которые могут использоваться для характеристики ресурсов предприятия и его ресурсных возможностей, входят:
показатели объема и состава ресурсов предприятия, отражающих их видовую (материально-овеществленный) и территориальную структуру;
показатели оценки полноты использования отдельных видов ресурсов (например, коэффициент полноты использования, который рассчитывается как соотношение объема фактически используемых ресурсов имеющегося объема)
показатели взаимозаменяемости ресурсов (например, коэффициент взаимозаменяемости одного ресурса другим, который характеризует удельный вес замещения в общем объеме использования ресурсов);
показатели сбалансированности состава ресурсов, позволяющих выявить и оценить количественно необходимость структурных сдвигов, избыток и дефицит отдельных видов ресурсов (например, коэффициент сбалансированности состава ресурсов, уровень дефицитности отдельного ресурса и т.п.);
показатели эффективности использования ресурсов (ресурсовидда-ча и ресурсоемкость оборота, возможна (или условная) экономия объема использования ресурсов в связи с повышением эффективности их использования).
Корректная и адекватная оценка наличия необходимых ресурсных возможностей предприятия по выходу из кризисной ситуации может быть получена на базе исследования конкурентоспособности предприятия, выявления жизнеспособных конкурентов предприятия и идентификации их ресурсного потенциалу.
Как известно, категория «конкурентоспособность» имеет различные толкования в экономической литературе. Для ее характеристики используется понятие сравнительных издержек (Д.Рикардо), сравнительных преимуществ (Е.Хекшер, Б.Олина), сравнение конкурентных преимуществ, факторов управления и производительности использования ресурсов ( М. Портер), конкурентного статуса фирмы (И.Ансофф).
Несмотря на различные подходы к определению сущности понятия, все исследователи определяют указанные ниже признаки этого показника.
Сравнительный характер. Конкурентоспособность не является явлением присущим конкретному объекту, она не вытекает из его внутренней природы, а оказывается только при сравнение этого объекта с другими. Исходя из этого, можно утверждать, что конкурентоспособность предприятий можно оценить на основании сравнения наиболее существенных показателей их деятельности. Результатом этого сравнения является определение уровня конкурентоспроможності.Module . Часовой характер (динамичность). Достигнутый в отдельный период времени уровень конкурентоспособности торгового предприятия не может рассматриваться как долгосрочная характеристика его рыночной позиции вне зависимости от эффективности деятельности конкретного предприятия. Противодействие других субъектов хозяйствования, решительность и активность их конкурентных стратегий могут привести к потере достигнутой позиции и снижение уровня конкурентоспособности. В связи с динамичностью преимущества используется понятие "жизненный цикл конкурентного преимущества" [153]. Отдельные этапы жизненного цикла конкурентного преимущества - становление, ускоренный рост, ограниченный рост, зрелость, спад-связываются с уровнем использования ресурсного потенциала предприятия и эффективности его конкурентной стратегии.
Таким образом, конкурентоспособность отдельного предприятия на определенном сегменте товарного или регионального рынка должна рассматриваться как обобщенная оценка конкурентных преимуществ по вопросам формирования и использования ресурсного потенциала, достигнутой благодаря этому качеству удовлетворения спроса и эффективности функционирования хозяйственной системы, которые имеют место на время проведения оцинювання.Module . Идентификация и оценка ресурсных предпосылок выживания хозяйствующего субъекта требует проведения указанной ниже работы (рис.6.3).
1 этап - выявление конкурентов предприятия на определенном сегменте ринку.
Формирование группы предприятий-конкурентов является очень важным этапом работы, однако уровень разработки методического обеспечения этой работы в современной литературе является недостатним.
По мнению автора, предприятия, признаются конкурентами, должны отвечать следующим признакам:
единый региональный рынок деятельности или его определенный сегмент-район деятельности, определен в пределах города, района или области;
соответствие номенклатуры производимой продукции (в торговле - ассортиментной структуры товарооборота до широты и глубины ассортимента товаров и предлагаемые торговые услуги)
сопоставимость фаз жизненного цикла предприятия и основных стратегических целей розвитку.
II этап - сбор информации о деятельности предприятий-конкурентив.
Информация, необходимая для оценки конкурентоспособности предприятия, может быть получена различными способами:
1) путем получения объективной количественной информации об основных результатах хозяйственно-финансовой деятельности пидприемствконкурентив; источником ее получения могут быть формы бухгалтерской, статистической или налоговой отчетности; конъюнктурные обзоры регионального потребительского рынка, выполненные соответствующими Научно-учреждениями, материалы отраслевой и специальной прессы , специально заказаны исследования;
2) путем сбора субъективной качественной информации о деятельности предприятий-конкурентов, стратегию и тактику их деятельности; такая информация может быть получена в результате проведения социологических опросов, выборочных наблюдений, залучення
экспертов и т.п., а полнота сбора информации и широта использованных источников является залогом объективности выводов, которые будут получены на базе ее обробки.
III этап - формирование системы оценочных показателей конкурентоспособности пидприемств.
Формирование перечня оценочных показателей конкурентоспособности является наиболее сложным этапом работы, поскольку этот вопрос остается дискуссионным и предлагаются различные подходы к его виришення.
Например, основными критериями и направлениям оценки конкурентоспособности торговых предприятий должны быть: 1) торгово-производственная деятельность: объем и состав товарооборота, перечень и объем торговых услуг; производственная мощность торгового предприятия (общая торговая площадь, умноженная на число часов работы); состояние торговой сети (размещение, доступность), объем, состав затрат и уровень обращения; товарное обеспечение оборота (объем поступления товаров, товарные запасы и их соответствие нормативам, ритмичность поставки и др.), организация торговых процессов и обслуживания потребителей, прогрессивность методов обслуживания, характер организации торгово-технологических процессов;
финансовая деятельность: объем и структура капитала, его цена; рентабельность деятельности и использования капитала, финансовое положение и платежеспособность предприятия, объем и состав оборотного капитала и его использования, продолжительность операционного цикла и его отдельных элементов; структура и направления использования финансовых ресурсов, уровень и ритмичность выплаты дивидендов и прочее, объем и состав инвестиционных вложений;
кадровая работа: обеспеченность рабочей силой (укомплектованность штатов и их соответствие потребностям) производительность и эффективность труда, уровень заработной платы и социальных выплат, их соответствие рыночному уровню; стабильность состава коллектива (текучесть кадров и ее причины) и т.д.;
коммерческая деятельность: ассортиментная и ценовая политика; рекламная деятельность: организация хозяйственных связей, их стабильность и эффективность; характер коммерческих сделок и их эффективность; политика формирования торговых надбавок; конкурентоспособность реализованной продукции (торговая марка, скорость реализации) и др..;
организационная и управленческая деятельность: система планирования, оперативное управление, профессиональный уровень руководителей и специалистов, рациональность организационной структуры, информационное обеспечение и технология управления тощо.
Каждое направление оценки конкурентоспособности предусматривает исследование определенной системы факторов и оценочных показателей, перечисленных на рис. 6.4.
Приведенный пример может рассматриваться как основа формирования системы объектов исследования для оценки конкурентоспособности предприятий любого профиля и отрасли дияльности.
IV этап - обработка информации и получения обобщающей оценки уровня конкурентоспособности пидприемства.
Оценка конкурентоспособности предприятия может проводиться различными методами. Наиболее распространенными являются: метод разниц, рангов, баллов, графический метод, обобщение, метод субъективных оценок. Сущность каждого метода и методика оценки подробно описаны в литературе, в частности в [190, с.67-77].
V этап - определение эталонного предприятия и исследования составляющих его ресурсного потенциалу.
Во эталонным предприятием понимается предприятие, которое имеет наибольшие конкурентные преимущества среди группы оцениваемых предприятий. Поскольку одним из факторов конкурентных преимуществ является состав и степень использования ресурсного потенциала, то объектом дальнейшего исследования должен стать ресурсный потенциал, которым оно володие.
С целью исследования ресурсного потенциала эталонного предприятия следует провести идентификацию его системы ресурсов, оценить качественные показатели, определяющие процессы их формирования и використання.
VI этап - оценка качества ресурсного потенциала пидприемства
и его достаточности для виживання.
Количественная относительная характеристика ресурсных предпосылок выживания предприятия может быть получена путем сравнения состава ресурсов оцениваемого предприятия с эталонным пидприемством.
Эта работа может осуществляться экспертным методом. Его применение предполагает необходимость предварительной разработки карты оценки ресурсов, содержащую перечень ресурсов, их важнейшие признаки и установлены ранги значимости отдельных видов ресурсов для обеспечения жизнеспособности предприятия. Для большей объективности определения рангов значимости отдельных видов ресурсов целесообразно использовать метода иерархий, разработанную А.Саати.
Ресурсные предпосылки выживания оцениваются путем расчета обобщающего показателя качества ресурсов предприятия по формуле:

6.1. Потенциал выживания предприятия: сущность и теоретические основы определения 6.3. Методологические основы оценки возможностей развития предприятия