6.4. Бизнес-планирование

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом для действующих фирм, который используют во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться кошти.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки на их создание и реализацию;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, согласно требованиям для достижения поставленных целей
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть трудности, "подводные камни", которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плану.
Не составляя бизнес-план, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это заканчивается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планированием. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынках меняется довольно швидко.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в частности:
заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
позволяет осуществить более четкую координацию усилий по достижению поставленных целей;
определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирми.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно
составлен план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, окупятся все затраты сил и засобив.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть разным. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом - бизнес-план должен быть разработан в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые дослидження.
При составлении бизнес-плана важно степень участия в этом процессе самого менеджера. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенна, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь пидписаний.
Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Присоединяясь непосредственно к этой работе, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего задуму.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (кликнув нельзя - даже помесячно). Начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показниками.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность прочтения и понимания, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Бизнес-план должен быть убедительным, лаконичным, вызвать интерес у рецензента. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего справи.
Бизнес-план состоит из следующих роздилив.
1. Введение (общая характеристика будущей деятельности)
2. Характеристика товаров (услуг)
3. Рынки сбыта товаров (услуг)
Раздел 4. Конкуренция на рынках збуту
Глава 5. План маркетингу
Глава 6. План виробництва
Глава 7. Организационный план
Глава 8. Правовое обеспечение деятельности фирми
Глава 9. Оценка риска и страхування
Глава 10. Финансовый план
Глава 11. Стратегия финансування
Очень важииво максимально оценить имеющийся реальный рыночный потенциал фирмы. В условиях рынка руководство каждой фирмы постоянно ставит перед собой следующие вопросы:
Что представляет собой фирма?
Кто является покупателем товаров и услуг фирмы?
Какие потребности этих покупателей и именно для них ценно в товарах и услугах фирмы?
Какой станет фирма в перспективе?

На эти вопросы нужно дать подробные ответы, что, собственно говоря, является основой формирования программы деятельности фирмы. Хорошо проработанная программа позволяет работникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении потенциальных возможностей, открывает им перспективу, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение поставленных цилей.
При разработке программы четко определяются направленность и сферы деятельности фирмы. Пределами этих сфер является производимые товары, существующие рынки или их сегменты, технологические возможности фирмы. Следует отметить, что товары и технологии в конечном итоге быстро устаревают, тогда как запросы рынка могут оставаться неизменными более длительное время. При разработке программы руководство фирмы обязано стремиться, чтобы она не выходила слишком "узкой", однако нельзя делать ее и слишком объемной. Границы программы должны соответствовать реальным возможностям фирми.
Стандартный бизнес-план включает в себя следующие сведения:
общее описание компании (продукция и услуги, управление и организация, капитал и юридическая форма компании)
маркетинг-план;
производственный план;
финансовый план;
додатки.
В общей характеристике важно отразить основные виды деятельности и характер компании. Не следует вдаваться в детали, поскольку их можно выложить и в других разделах. В этом же разделе желательно ответить на следующие вопросы:
Ли компания производственной, торговой, действует в сфере услуг?
Где она находится?
В каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес?
Важтиво предоставить сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания; находится ее бизнес в начальном периоде, когда еще нет вполне разработанного ассортимента продукции; ли фирма разработан ассортимент товаров; ведет она маркетинг своих продуктов, стремится расширить масштабы дияльности.
Главное - правильно сформулировать цель бизнеса. Это важно для всех, в том числе и для рецензента и может способствовать возникновению у последнего значительного интереса к предложениям. Цели, естественно, должны быть реалистичными и досяжними.
Прежде чем перейти к рассмотрению планов, относящихся к маркетингу и основной деятельности фирмы, нужно уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, так как независимо от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг . Задача этой части плана - характеристика в наиболее сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой. Важно, чтобы привлекательные риси
продуктов или услуг были освещены в простой и ясной форме (использование и привлекательность товаров и услуг, их разработка и развитие). Иногда бывает полезно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с упомянутым товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв. Такие свидетели могут быть представлены в форме письма или отчета или додатка.
Независимо от того, насколько привлекательна предложена концепция фирмы, большинство потенциальных партнеров обычно не склонны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к предприятию, кликнув они не уверены в людях, которые должны ее осуществлять - все зависит от деловых качеств персонала и его организации . Те, кому адресован бизнес-план, должны быть уверены не только в том, что команда менеджеров состоит из достойных личностей, но и в том, что она способна ввести бизнес-план в жизнь. При подготовке данного раздела необходимо составить список лиц, о которых стоит дать сведения. В него входят предприниматели (учредители дела), активные инвесторы, сотрудники на ключевых должностях, менеджеры и консультанти.
Очень важно и то, какая информация о персонале должна быть представлена. Иногда достаточно внести краткие сводки, которые отражают уровень и профессиональные достижения каждого из команд. В противном случае, целесообразно привести больше подробностей, в том числе и в виде краткой биографии. Можно использовать и дополнительные материалы (статьи, содержащие положительные характеристики, списки достижений, полученных наград).
С самого начала должен быть четко определен план развития организационной структуры фирмы. В большинстве случаев его представляют в форме организационной схемы, показывающей связи и разделение ответственности в рамках организации. Для подготовки последней важно рассмотреть следующие проблемы: определить ближайшие потребности организации, а также то, что потребуется по мере развития фирмы; выяснить, какие сотрудники будут способны выполнять функции, отводимых им; оценить взаимоотношения между сотрудниками, а также то, как будут формироваться задания для них.
Это создает основу для определения организационной структуры организации. При любом раскладе структура должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будут разделены ответственность и власть, должно быть определено на ранней стадии развития фирми.
В рамках определения кадровой политики и стратегии фирмы должно сложиться представление о философии, которой она будет руководствоваться при решении кадровых и организационных вопросов. Это значительно повлияет на эффективность организации.
Ответственная проблема - комплектация штатов. Правильное решение о найме работников приобретает первостепенное значение в начальный пе-
период создания фирмы. Привлечение способных людей с самого начала является большой удачей. Оправдано, например, внесение в план краткой информации об оплате сотрудников, хотя совсем не обязательно приводить реальную ведомость заработной платы. Могут представлять интерес данные о структуре зарплаты, пакеты льгот, сведения о премиях, планы стимулирования, участия в прибылях, о фондовых опиионы. Полезно также охарактеризовать, каким образом политика вознаграждений будет трансформироваться из часом.
В юридическом разделе менеджер информирует, юридическое форма будет выбрана, каким образом будет капитализирован предприятие. Данный раздел должен быть лаконичным и точным. С точки зрения планирование - это одна из важнейших частей предложения о создании или дальнейшее развитие фирмы. Здесь указывается, какие финансовые ресурсы потребуются для успешного развития пидприемства.
При характеристике структуры организации определяется ряд решений. Важнейшие из них - юридическая форма и способы финансового участия. Важно определить форму собственности, правовой статус предприятия, участие в объединениях организаций.
В плане должны содержаться сведения об источниках средств фирмы, является в настоящее время, а также о тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем, для того, чтобы можно было оценить, как инвестиции ссуды вписываются в общую финансовую картину. Важно информировать, сколько средств предприниматель сам вложил в дело, сколько он хотел бы получить в виде ссуды, а также дать представление и о других источниках финансування.
Прогноз финансовых потребностей должен быть связан с другими частями плана. Нужна гарантированная соответствие между цифрами, которые приведены в данном разделе, и теми, которые внесены в финансовый план. После определения необходимого объема и направления использования капитала должны быть тщательно обоснованы предполагаемые его источники. Когда в структуре бизнеса заложена участие более одного партнера по финансированию, рассмотрение бизнес-плана можно ускорить, если он будет направлен сразу нескольким таким партнерам одночасно.
Первостепенную роль в бизнес-плане занимает маркетинг-план. В нем непосредственно освещается характер, который намечается в бизнесе, и способы, благодаря которым можно рассчитывать на успех. В нем важно разъяснить, каким образом бизнес, организуется, будет влиять на рынок, реагировать на обстановку, складывающуюся на нем, чтобы обеспечить реализацию товара. Указанный раздел должен быть представлен в манере, понятной широкому кругу людей.
Здесь важно не просто представить концепцию, но охарактеризовать фирму как привлекательную возможность для инвестиций, как предложение выгодной продажи продукта или услуги. При любой форме бизнесу нужна поддержка объема продаж на уровне, способном крайней мере обеспечить його
выживания. Поэтому разумная программа маркетинга всегда изучается очень ретельно.
Нельзя, в частности, оставить без внимания определение спроса и возможностей рынка. В этой части указывается предполагаемый спрос на товар или услугу, а следовательно, потенциал для бизнеса. Можно начинать анализ рынка с характеристики общей картины, сложившейся в данной сфере рынка (краткие сводки о росте бизнеса в данной отрасли, источники и способы удовлетворения спроса). После определения общих параметров рынка устанавливаются его объекты, их характеристики и значения. Полезно дать оценку сравнительной привлекательности каждого из объектов. При описании рынка, его особенностей уделяется внимание тому, чтобы информация была должным образом детализирована. Распространенная ошибка - включение информации, носит абстрактный или общий характер.
Нельзя не остановиться далее на анализе конкуренции и других внешних факторов. Наверняка на деятельность предприятия влияют внешние факторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной мере, или вообще не в состоянии это делать. Первое место здесь занимает конкуренция, но стоит учитывать и такие факторы, как государственное регулирование, поставщики, общественное мнение. Следует обратить внимание на выявление их роли, значения, вероятности влияния каждого из факторов на бизнес. Важно осветить то, что может составить подлинную конкуренцию и вызвать ответную реакцию на нее. Нужно отметить профиль каждого конкурента, его слабые и сильные стороны, возможное влияние на становление бизнеса. Характеристика всех конкурентов может быть представлена в форме таблицы или диаграммы, позволит точно оценить, каким образом можно выдержать конкуренцию.
Первостепенное значение имеет стратегия маркетинга, объясняющая, как будет организовано преобразования намеченных планов в жизнь для достижения предполагаемых объемов продаж. Для этого важно рассмотреть действие каждого из важнейших инструментов маркетинга, имеющихся в распоряжении фирмы, показать, как бизнес будет проводить активный маркетинг своих продуктов или послуг.

6.3. стратегическое планирование Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ