4.2. Система показателей рентабельности
Для предприятий различного профиля - промышленных, аграрных и др.., Функционирующих в условиях рыночной экономики, главным критерием эффективности хозяйствования является доходность. Поэтому каждое такое предприятие измеряет доходность через определение абсолютной величины прибыли на различных этапах его формирования под воздействием определенных факторов. Например, американские фирмы в консолидированном (сводном) отчете о ходы отражают процесс формирования финансовых результатов через определение таких показателей прибыльности: валовая прибыль (маржинальный доход), операционная прибыль (доход), прибыль до налогообложения и выплаты чрезвычайных убытков, прибыль после уплаты налога, чистый прибыль, нераспределенная прибыль (определяется как разница между чистой прибылью и той его частью, которая направлена на выплату дивидендов акционерам и на пополнение резервного капитала).На основе рассмотренных абсолютных показателей доходности (валовой и операционной прибыли, чистая прибыль и др.) американские предприятия рассчитывают ряд показателей рентабельности. Особенность их определения состоит в том, что прибыль, взятый на определенном этапе его формирования, относят не к полной себестоимости товарной продукции, как это принято в практике наших предприятий, а к объему чистой продажи, под которым понимают выручку от реализации продукции за вычетом из нее сумм по некондиционность продукта, некомплектность и дисконтных знижок.
Показатель рентабельности продаж по валовой прибыли определяется по формуле:
где GP-валовая прибыль, NS - объем чистого продажу.
Аналогичным способом определяют показатели рентабельности продаж за операционной прибылью, прибылью до налогообложения и чистой прибутком.
Эти показатели дополняют друг друга и отражают, в конечном итоге, степень возмещения ценам затрат на продукцию, а также ценовую конкурентоспособность предприятия. Если, например, показатель рентабельности по операционной прибылью составляет, скажем, 50%, это означает, что цена, по которой реализуется продукция, может быть снижена даже на 50%. При этом предприятие не несет убытков, достигая нулевой рентабельности.
В странах с рыночной экономикой широко используется показатель уровня общей рентабельности как отношение прибыли до начисления процентов до - всех активов предприятия. Он характеризует способность предприятий к наращиванию вложенного капитала. Этот показатель является одним из главных при оценке рентабельности.
Для углубленного ее анализа необходимо рассчитать число оборотов капитала за формулою
где И - все активы пидприемства.
Где NPp - прибыль до выплаты процентов.
Сократив в правой части равенства NS, достигаем ее тождества с левой частью. Как видим, уровень общей рентабельности предприятия формируется как произведение рентабельности продаж на число оборотов капитала. Теперь становится очевидным, что достичь достаточно высокого уровня общей продаже можно за счет ускорения оборота всех активов пидприемства.
Нередко предприятия вкладывают много средств в производственные фонды и поэтому снижают число оборотов капитала. Такие вложения сопровождаются повышением уровня механизации и автоматизации производства, обеспечения его непрерывности, что приводит к получению высоких прибылей, которые с избытком компенсируют снижение уровня общей рентабельности, вызванного действием первого фактора (снижение числа оборотов капитала). Изложенное позволяет сделать вывод, что один и тот же уровень общей рентабельности может быть достигнут при различном соотношении рассматриваемых двух факторов. Поэтому каждое предприятие, исходя из конкретных условий, акцентирует внимание на том из них, где есть больше неиспользованных возможностей. Для владельцев предприятий очень важным является показатель уровня рентабельности собственного капиталу
где NPH.n. - Прибыль до начисления налогов; СК - собственный капитал.
При нормальных условиях хозяйствования уровень рентабельности собственного капитала должен быть выше показателя уровня общей рентабельности, несмотря на то, что NPH.n.
4.1. Доходы и финансовые результаты от хозяйственной и другой деятельности предприятия | 4.3. Факторный анализ динамики доходности |