8.5. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса * включает прежде налоговые и кредитные методы воздействия на данный сектор экономики. Как показывает мировой опыт, взвешенная, дифференцированная налоговая и денежно-кредитная политика оказывает решающее влияние на формирование и дальнейшее развитие субъектов малого бизнеса. Реальные трудности с финансированием ли не главной проблемой сегодня для малого бизнеса Украини.Отсутствие достаточного капитала у большинства населения, сложность, невыгодность, а иногда и невозможность получить заемные средства тормозят развитие малого бизнеса. Следовательно, задача государства - создавать предпосылки, стимулирующие вложение инвестиций в этот сектор экономики. Поддержка со стороны государства на этом уровне должно осуществляться двумя взаимосвязанными путями; помощью в формировании капитала для открытия предприятия; обеспечением благоприятных условий для дальнейшего развития функционирующих малых предприятий. Именно поэтому в упоминавшейся выше Программе развития малого предпринимательства в Украине на 1997-1998 годы записано что задачами Программы являются:
создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства;
содействие развитию малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах, создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиционной активности и ограничения монополизма в предпринимательской деятельности, развитие финансово-кредитных и инвестиционных отношений в сфере малого предпринимательства;
формирование развитой инфраструктуры малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
создание широкого слоя "предпринимателей-собственников". Одним из главных направлений поддержки малого бизнеса является создание системы финансово-кредитной поддержки. Важнейшие рычаги государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Украине можно разделить на две основные группы методов государственной финансовой поддержки - прямые и непрями.
Механизм прямых мер включает следующие основные формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства: предоставление субсидий, предоставление займов;
формирование государственных фондов, создание специализированных финансовых учреждений. Мерам второй группы присущ косвенный характер, они постепенно вытесняют рычаги прямого административного воздействия. К основным формам такой государственной финансовой поддержки предпринимательства в первую очередь следует отнести:
налоговые скидки (или полное освобождение от других налогов); налоговые льготы; ускоренная амортизация;
скидки на научно-исследовательские расходы, на расходы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательской деятельности и т.д.. Указанные формы государственной политики в той или иной мере используются в Украине и зарекомендовали себя как эффективные гибкие рычаги государственной помощи, имеющие в основном недискриминационный характер.
Все предприятия, даже такие, дела которых идут довольно успешно, на будущее потребуют финансирования. Оно может использоваться для:
развертывания нового предприятия;
развития новых технологий и разработки выпуска новых продуктов;
распространения бизнеса (новые сооружения, совершенствование технологии, найму кадров) освоение новых ринкив.
Доступ к устойчивого финансирования по доступным процентным ставкам остается жизненно важным вопросом для представителей малых предприятий. Основные средства, которые создают благоприятные условия для развития малых предприятий, включают: наличие доступного капитала (суммы, накопленные за счет прироста капитала, которые могут быть использованы малыми предприятиями);
соответствующая структура учреждений (система коммерческих банков, индустрия рискового финансирования, фондовые биржи и другие механизмы, позволяющие связать поставщиков капитала с теми, кто в нем нуждается) умеренные проценты,
соответствующие финансовые механизмы (различные виды займов, соответствующие формы инвестирования акционерного капитала). Главный вопрос - определить, что правительство может сделать для содействия формированию этих средств, в связи с чем целесообразно определить следующие главные задачи в области финансирования малых предприятий:
распространение участия коммерческих банков в предоставлении займов малым предприятиям;
надзор и регулирование предоставлением банками займов малым предприятиям;
обеспечение увеличения капитала, который может быть использован путем развития конкуренции на рынке предоставления займов малым предприятиям;
смещение акцентов и рационализация государственных программ помощи малым и средним предприятиям, содействие предоставлению акционерного капитала малым пидприемствам.
На доступность финансирования влияет система обеспечения займов, подобная той, что действует в других странах. Вместо того, чтобы тратить деньги на субсидии и дотации, правительство может способствовать предоставлению частным сектором ссуд предприятиям, которые имеют в этом потребность, гарантируя возврат займа в случае их неплатежеспособности. Таким образом, правительство уменьшает риск для кредитора и устраняет главное препятствие на пути предоставления займов малым пидприемствам.
Для того, чтобы эта программа функционировала, должна существовать коммерческая банковская система с соответствующим капиталом. Кроме того, нужно выделить определенные государственные ресурсы, поскольку некоторая доля займов не будет оплачена заемщиками, и правительство вынуждено будет вернуть всю ссуду или ее долю кредитору. Существуют условия для такого подхода в Украине?
К сожалению, кредитные источники для малого предпринимательства в Украине практически отсутствуют. Главная причина этого - неудовлетворительное состояние экономики: спад производства, инфляция, отсутствие стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности. Поэтому банки выдают только краткосрочные кредиты и под высокие процентные ставки. Таким образом, банки в Украине не является источником кредитования предприятий и удовлетворяют лишь незначительную долю действующих бизнесменив.
Однако в Украине существует три потенциально доступных источника получения финансов для малого бизнеса:
Украинский фонд поддержки предпринимательства; Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств; Государственный инновационный фонд Украины. С целью содействия реализации государственной политики финансовой поддержки предпринимательства, создание соответствующих условий для развития малого предпринимательства в декабре 1991 года Кабинет Министров Украины создал Украинский национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, в августе 1995 года был преобразован в Украинский фонд поддержки предпринимательства (постановление Кабинета Министров Украины № 687 от 27 августа 1995 p.).
Согласно этому постановлению Украинский фонд поддержки предпринимательства (далее - Фонд) является некоммерческой организацией и не имеет целью своей деятельности получение прибыли. Основными задачами Фонда являются:
содействие реализации государственной политики развития предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов на возвратной и безвозвратной основе, финансирование целевых программ и проектов частичной уплаты процентов за выданные предпринимателям кредиты учреждениями банков;
сотрудничество с международными, иностранными и украинскими финансовыми организациями в вопросах развития предпринимательства;
участие в реализации международных договоров в части финансового развития предпринимательства в Украине. Для реализации основных задач Фонда используются средства, предусмотренные государственным бюджетом, на финансовую поддержку пидприемництва.
Другим источником финансовой государственной поддержки малого предпринимательства Государственный инновационный фонд Украины (Госиннофонд), который был образован в соответствии с Законом Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности" Постановлением Кабинета Министров Украины № 77 от 18 февраля 1992 г. Средства Госиннофонда формируются за счет бюджетных ассигнований, обязательных отчислений предприятий, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Фонд поддерживается внедрению научных разработок, на которые существует конструкторско-технологическая документация, изготовлен опытный образец и небольшая партия продукции.
Заявителями инновационных проектов с предприятия всех форм собственности. Рассмотрение проектов и решения вопроса финансирования по результатам экспертиз проводятся независимо от форм собственности. Подавляющее количество проектов поступает от предприятий негосударственной о сектора экономики, по количеству работающих могут быть отнесены к малого и среднего предпринимательства, что является следствием большей инициативности этих предприятий. Госиннофонд Украина осуществляет поддержку инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства также по следующим направлениям:
консультации и помощь в составлении бизнес-плана инновационного проекта;
проведение маркетинговых исследований по инновационной продукцией, которая планируется;
научно-технической и финансовой экспертизы инновационного проекта за средства Госиннофонда, оценка рисков выполнения инновационного проекта; сопровождение и управление инновационным проектом. Получение предприятием льготной ссуды на 1-1,5 года по инновационным проектом позволяет предприятию обновить основные фонды, провести технологическое переоснащение производства для выпуска наукоемкой продукции, для замены импортной продукции.
С целью отработки и внедрения инвестиционного механизма финансирования инновационных программ и проектов предприятий, которые претерпевают изменения форм собственности и дальнейшей постприватизационной поддержки инновационной деятельности таких предприятий Госиннофонд Украины создал Украинский центр поддержки инновационной деятельности, на который возложены следующие задачи:
организация совместного инвестирования в ценные бумаги предприятий в процессе приватизации и в послеприватизационный период, развитие фондового рынка в Украине; координация взаимодействия инвесторов;
обеспечение контроля за использованием инновационных средств и выполнением инновационных договоров путем получения долей (паев, акций) в уставном фонде предприятий с целью достижения ожидаемого экономического эффекта, обеспечение гарантий возврата средств инвесторам с учетом условий их предоставления;
создание условий для максимально эффективного использования инновационных средств в интересах инвесторов и возможного их реинвестирования.
8.4. Организация упрощенной системы налогообложения , учета и отчетности субъектов малого предпринимательства | ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ обеспечения текущей деятельности предприятия |