9.2. Организационный механизм и структура управления
Организационный механизм хозяйствования содержитправила, организационно правовые нормативы и стандарты, определяющие и регулирующие структуру управления, обязанности, права и ответственность органов управления и управленческих работников, организацию процесса их деятельности;
распределение работ между различными исполнителями;
оснащение управленческого труда средствами оргтехники, численность работников в управлении, материальное и моральное стимулирование их труда. Итак, организационный механизм охватывает организацию структуры управляющей системы (статики) и организацию процесса функционирования системы, которой управляют (динамики).
В экономической литературе сформулированы эмпирические правила организации управления: единство цели; разумная иерархия; устойчивость; непрерывное совершенствование; прямое подчинение, объем контроля; сопоставимость, соответствие данным полномочиями; исключения, приоритет задач; комбинування.
Эти правила имеют неодинаковую актуальность для различных трудовых коллективов и их следует применять в разной поеднанни.
Центральным элементом организационного механизма является структура управления, с помощью которой сочетаются различные стороны деятельности предприятия (техническая, экономическая, производственная, социальная), регламентируются внутренние производственные связи и достигается устойчивая система служебных взаимоотношений между структурными предприятиями и работниками аппарата управления. Следовательно, от структуры управления в значительной мере зависит действенность всего хозяйственного механизму.
Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы определяет разделение труда и служебных связей между структурными подразделениями и работниками аппарата управления по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Она организационно закрепляет функции по структурным подразделениям и работниками и регламентирует потоки информации в систему управленческой структуры, выражается в схеме и параметрах структуры управления, штатном расписании, определенном соотношении структурных подразделений и работников аппарата управления, положениях об отделах и службы, в системе подчинения и функциональных н 'связей между персоналом управлиння.
Структуру управления по горизонтали разделяют на отдельные звенья, а по вертикали - на ступени управлиння.
Звена управления составляют организационно обособленные структурные подразделения (отделы, службы, группы), каждый из которых выполняет определенную совокупность задач согласно требованиям функционального разделения труда и его кооперации при разработке, принятии и реализации решений. Звена управления взаимосвязаны прямыми и обратными связями по горизонтали и вертикаллю.
Степень (уровень) управления - это совокупность управленческих звеньев, находящихся на соответствующем иерархическом уровне управления и отражают последовательность их подразделений снизу доверху. Совокупность звеньев управления (структурных подразделений), объединенных по признаку сходства выполняемых функций, образует службу управления (экономическую, коммерческую, инженерную тошо).
Для выполнения функции управления производством создается аппарат управлиння.
Структура аппарата управления производством - это количество и состав звеньев и ступеней управления, их подчиненность и взаимосвязь. Она активно влияет на процесс функционирования системы управления развитием виробництва.
На структуру аппарата управления влияют следующие факторы:
характер производства и его отраслевые особенности: состав производимой продукции, технология изготовления, тип производства и уровень его технической оснащенности;
формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная)
степень подчиненности структуры аппарата управления иерархической структуре производства;
соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
соотношение между гатузевою и территориальной формами управления (по продукту, по региону)
уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их праци.
Анализ организационных схем управления показывает, что управленческие связи и отношения могут иметь вертикальный или горизонтальный характер. Основой вертикальных управленческих отношений являются отношения субординации между высшими и низшими звеньями системы управления (вертикальные связи вниз), низшими звеньями и выше (вертикальные связи вверх) или функциональные отношения между специалистами высшего и низшего уровней управления, а также между функциональными звеньями управления и руководителей среднего звена. Как горизонтальные связи могут рассматриваться служебные (профессиональные) отношения между звеньями (работниками) одного уровня хозяйственной иерархии. В этом случае каждое структурное подразделение (работник) имеет связи с другими подразделениями, но получает распоряжения только зверху.
На предприятиях складывается разная комбинация связей между элементами управленческой системы. Связи по вертикали отражают подчиненность звеньев и работников в аппарате управления, а по горизонтали - координации, инспекции и контроля, консультационные и методические связи и т.п.. В зависимости от сочетания соответствующих функций с элементами субординации на предприятиях формируются линейная, функциональная и линейно-штабная системы управленческих видносин.
При линейной системе разделение труда между руководителями осуществляется по принципу разделения объектов, а не функций управления. Отношения руководителей и подчиненных строятся так, что все функции управления осуществляют руководители всех степеней, каждый работник подчиняется одному руководителю и от него получает указания. Например, рабочий подчиняется мастеру, мастер, в свою очередь, - начальнику цеха, начальник цеха - директору, директор - генеральному директору. При линейной системе распоряжения и указания подчиненным дает только их непосредственное начальник.
Линейная система отличается простотой и четкостью во взаимосвязях, ответственностью, скоростью реакции на прямые распоряжения. Однако эта система имеет недостатки: промедление в решении неотложных задач и искажении информации из-за увеличения уровней иерархии, возможна перегрузка центрального аппарата управления предприятия, большая потребность в специалистах широкого профилю.
Функциональная система управления, в отличие от линейной, предусматривает разделение функций управления по объектам, а по специальностям. При этой системе каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в пределах своей компетенции (планирование, бухгалтерский учет, техническое обслуживание и т.д.).
Сравнению с линейной системой управления количество вертикальных связей (линейных и функциональных) при функциональной системе увеличивается в 2 - 3 раза. Следовательно, при функциональной системе усложняются служебные связи, имеют место множественность в подчинении, дублирование распоряжений разными руководителями, тенденция к централизации в организации управленческого процесу.
Как линейная, так и функциональная системы в "чистом" виде в управлении производством практически не применяются, как правило, они сочетаются в разных комбинациях.
Сейчас преобладает линейно-функциональная (линейно-штабная) система управления, при которой линейное подчинение всех вопросов, связанных с управлением данным объектом, сочетается с функциональным управлением. Общее количество связей остается почти такой как и при функциональной системе, но меняется характер связей. Линейно-функциональная система обеспечивает эффективное сочетание линейного управления с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных керивникив.
Каждый работник может получить при этом обязательные для него указания от других должностных лиц одинакового с ним или высшего ранга. Эти указания касаются только техники, технологии или организации труда, но ни в
коем случае не могут касаться всей деятельности работника, а также его административной (чисто управленческой) деятельности. Однако при линейно-штабных системах часто возникают проблемы взаимоотношений линейных руководителей и специалистов, в частности безответственности при принятии и выполнении управленческих решений. Эти недостатки можно устранить при условии четкого разграничения обязанностей, прав и соответствия руководящих работников, а также правильного налаживания неформальных комуникаций.
Связи отношений, образующих структуру управления, разделяют на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Во неформальными связями понимают такие дополнения к формальных структур управления, как конференции, собрания, совещания и т.п., а также отношения, возникающие между неформальными лидерами и членами колективу.
Неформальные связи обеспечивают определенную информационную избыточность, необходимую во всех элементах системы для достижения ее гибкости. Однако следует учитывать, что основную часть задач организации нужно решать на основе официальных связей и отношений. Преобладание формальных коммуникаций в системе обуславливает высокий уровень неопределенности и свидетельствует о ее недосконалисть.
Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции, обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов виробив.
Увеличения масштабов производства, сложность его в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития лежит переход к структурам, которые обеспечивают быструю реакцию на изменения, происходящие на производстве.
9.1. Властные полномочия , ответственность и делегирование | 9.3. Характеристика структур управления |