3.3. Социально-экономические системы и среда

Экономические системы, включающие в себя как необходимый элемент людей, их общности, есть всегда социально-економичними.
Социально-экономические системы - это, прежде всего, открытые системы, которые нельзя считать вполне изолированными от окружающей среды в каком-либо аспекте - информационном, вещественном, энергетическом и т.д.
Среда (внешняя среда) - одно из основных понятий общей теории систем. Выделение любой материальной системы основано на отключении элементов, включаемых в данную систему, от другого материального мира - середовища.
Система и среда находятся в постоянной и сложной 5заемодии, влияя друг на друга. Взаимодействие системы с окружающей средой описывается рядом понятий кибернетики и общей теории систем, такими, например, как: устойчивость, гомеостаз, равновесие, адаптация и т.п.
Система находится в равновесии тогда, когда каждый ее элемент находится в состоянии равновесия, обусловленном другими элементами. Равновесие - простейший случай устойчивого состояния системы. Она характеризует состояние системы, в котором она остается сколь угодно долго при отсутствии влияний среды збурюють.
Устойчивость системы - это случай более сложной равновесия со средой, что проявляется в динамике их взаимодействия. Система может изменять свое поведение, однако некоторые ее свойства остаются при этом незминними.
Понятие "гомеостаз" (греч. homeo - подобный stasis - неподвижный) проясняет смысл устойчивого равновесия системы в динамике взаимодействия со средой. "Гомеостазом называют свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значение существенных переменных в некоторых пределах. Существенными называют характеристики, тесно связаны с основным качеством системы, нарушение которой приводит к ее деструкции". При различных состояниях среды существенные переменные остаются стабильными, обеспечивая равновесие системы с внешним середовищем.
Система всегда является частью внешней среды, поэтому в ответ на изменения среды система должна приспосабливаться к работе в новых условиях. Адаптация - это процесс такого приспособления в сложной среде. Адаптация системы может проявляться как саморегулирования, самообучения, самоорганизация и самосовершенствования. При саморегулировании система отвечает на изменения среды вполне определенной реакцией своих элементов по жестко заданной програмою.
При самообучении система способна изменять программы регулирования и способы действий своих елементив.
При самоорганизации система меняет не только программу регулирования, но и свою внутреннюю структуру. И наконец, самоудосконалюючись, системы могут перестраивать свою структуру не только в пределах заданного набора элементов, но и путем расширения набора элементов за счет середовища.
Предприятие как производственная система является большой, сложной социально-экономической системой и относится к классу кибернетических систем.
Кибернетическая система - это система, в отношении которого принято допущение о относительную изолированность ее от среды в информационном отношении и абсолютной проницаемости в материально-энергетическом отношении. Введение таких допущений вызывается соображениями поиска простоты рассмотрения и выработки решений для особо тяжелых и сложных объектов, какими являются процессы управления. В кибернетических систем предусматривается или наблюдается ряд новых свойств, не обязательно присущи системам других классов:
множественность поведения;
управляемость;
наличие органа управления;
способность взаимодействовать с окружающей средой;
наличие каналов информации как в системе, так и между системой и средой;
наличие обратных связей в каналах информации;
целенаправленное поведение системы;
вероятностный характер поведения системы;
свойство равновесия;
свойства самоорганизации и самовдосконалення.
Каждой системе соответствует свое конкретное окружающую среду. Любой объект, принятый в качестве первичного, может быть представлен как элемент (или подсистема) некоторой системы более высокого ранга как система относительно некоторой совокупности подсистем более низкого ранга. Двигаясь вверх по ступенькам этой иерархии, мы придем к "универсальной" системы - Вселенной. Движение вниз приведет нас к первичных элементов - элементарных частиц. Аналогичный процесс происходит с понятием "внешняя среда". При этом каждая система, включающая рассматриваемую систему как свою подсистему, будет внешней средой относительно рассматриваемой системи.
Взаимодействие предприятий с внешней средой. Активное взаимодействие с внешней средой со стороны предприятий в рыночной экономике осуществляется, на наш взгляд, за тремя большими направлениям:
изучение (исследование) значений внутренних и внешних переменных предприятия;
комплексное планирование деятельности предприятия
организационная адаптация предприятия к условиям внешней середовища.
Практические методы исследования внутренних и внешних переменных наиболее полный свое развитие получили в маркетинге - концепции управления предприятием с ориентацией на рынок, на удовлетворение потребностей человека посредством обмена товаров. Эти методы достаточно сложно изложены во многих известных работах, а также будут рассмотрены в главе 10 данного пособия только в тех аспектах, которые будут интересны с точки зрения основных проблем данной роботи.
Один из существенных элементов окружающей среды предприятия - конкуренция. Изучение конкуренции должно идти от потребностей и потребителей, поскольку любой производитель, который обслуживает те же потребности, что и данное предприятие, хотя бы и с помощью других товаров, является его конкурентом, уменьшая количество потенциальных потребителей его продукции.
Производитель должен иметь представление о все разновидности конкуренции и ее носителей - соответствующие предприятия и выпускаемую ими, чтобы путем разработки и осуществления определенных мероприятий обеспечивать в чем-то преимущества своей продукции и ее реализацию на рынке. С этой целью необходимо изучать конкурентов, исследовать спрос на товары, выпускаемые ими и самим заинтересованным предприятием, организовывать разработку и производство (или совершенствование) конкурентоспособной продукции.
Изучение и анализ конкуренции - одна из важнейших задач политики предприятия-товаропроизводителя в условиях рыночных отношений. Деятельность на рынке требует оценки собственных позиций как основы стратегического планирования и устранения своих недостатков и слабых сторон по сравнению с конкурентами. Информация о конкурентах, которую необходимо собирать и анализировать в вышеуказанных целях, большая и разнообразная, со временем меняется. Первостепенное значение имеют и должны быть собраны данные о доходах предприятий-конкурентов и развитие их товарооборота, а также информация о кадровом положение. Не менее важны сведения о ассортиментную политику и новые товары, прежде основной, а затем - дополнительный ассортимент. Данные о производственную мощность, состав и качество машинного (станочного) парка и степени его загруженности исключительно значимы при определении собственной политики цен. Полезно знать больше о снабженческую и складскую деятельность конкурентов, об элементах их денежных балансов, о связях с другими фирмами, в том числе и с клиентами, поставщиками, кредиторами, наконец, о состоянии рекламной политики. Важной является оценка, для каких групп потребителей шансы тактики конкурентов оказываются лучше, хуже или одинаковыми с данным предприятием. Поводом для соответствующих выводов может быть выяснение доли наиболее значимой продукции конкурирующих пидприемств.
Реальная и единственная возможность иметь подобную информацию - это последовательно, систематически и критически собирать и отбирать ее для последующего анализа для того, чтобы свести к минимуму факторы риска, связанных с наличием и деятельностью конкурентов, обеспечить выживаемость и устойчивость развития пидприемства.
Выживание в условиях конкуренции - это не только борьба, но и компромиссы. Если не можешь победить конкурента, поступления с ним в союз - это принцип сотрудничества все больше реализуется в практике хозяйствования фирм и предприятий развитых краин.
Союз с конкурентом, даже если при этом один из партнеров ослабляется, выгодный относительно других конкурирующих фирм-товаропроизводителей, так как позволяет сравнительно дешевым способом получать новые технологии и выходить на новые рынки, потому что самостоятельно это сделать могут далеко не все пидприемства.
Структура проблем взаимодействия предприятия с внешней средой. Предприятие взаимодействует с внешними переменными с помощью некоторых внутренних переменных: цель, люди, структура, технология, задачи (подробнее внутренние переменные будут рассмотрены в главе 6 пособия). Процесс цилепередбачення, т.е. процесс формирования определенного уровня притязаний предприятия, состоит из сопоставления имеющейся информации о ресурсные возможности предприятия и опасности внешней среды. Именно принятые цели становятся впоследствии объектом последовательного преобразования в задачу, реализуя которые, предприятие успешно взаимодействует с внешней средой. Причем, это происходит при условии сбалансированности возможностей предприятия и потребностей внешнего середовища.
Выбор миссии - главной цели предприятия - производится руководством предприятия на основе уравнений со многими неизвестными, потому что сбор всей информации обо всех известных внешние и внутренние переменные не представляется возможным. При этом проблемы оценки и цилепередбачення состояния внутренних переменных необходимо разделять на две части: управление, что касается субъекта, предприятия (т.е. процесса управления) и управления, что касается объекта (т.е. процесса производства). Предлагаемая структура проблем взаимодействия предприятия с внешней средой показана на рис. 1.7.
Практическая деятельность предприятий имеет достаточный опыт сбора данных лишь о некоторых группы переменных, показанных на рис. 1.7. Например, данные о поставщиках, какие-либо контактные группы. Остальные внешние факторы ранее практически не учитывались, то есть учет других переменных в условиях централизованной социалистической экономики не был. А для того, чтобы реализовать стратегию выживания с последующим устойчивым развитием на основе собственных ресурсных возможностей, нужно решение проблем, указанных на рис. 1.7, в едином комплекси.
Подводя итоги по рассмотрению проблематики управления предприятием в современных условиях, можно сделать следующие выводы:
Украинское предприятие в целом оказалось в стороне от огромного массива знаний и современного опыта человечества в области экономики и менеджмента. Поэтому, обладая огромными ресурсами, национальная экономика пока не в состоянии "правильно" организоваться для обеспечения благосостояния собственных громадян.
Внешняя среда предприятия утратило свою былую стабильность и является сложным и трудно предсказуемым, враждебным по отношению к предприятию. Поэтому условием выживания и устойчивого развития предприятия является учет важнейших внешних и внутренних переменных, в первую очередь тех, которые отражают интересы и потребности людей. Только их природный гомеостаз позволит предприятию обеспечить себе собственный экономический гомеостаз как гармоничное сочетание внутренних и внешних переминних.
Вхождения в мировую экономику и цивилизацию национальной экономики и предпринимательства состоится тем быстрее, чем раньше осознает себя самостоятельным экономическим субъектом каждый работник предприятия и начнет строить свои взаимоотношения с другими экономическими системами по правилам рыночной экономики. Поэтому на предприятии необходимо создавать соответствующие передумови.
Общее, чем характеризуются экономические системы, начиная от человека и заканчивая мировой экономикой, - это стремление к биокибернетичнои равновесия, к равновесному и устойчивого стану.
На сегодняшний день трудно перечислить "шквал" проблем, обрушились на предприятия. Многие предприятия решают единственную проблему - проблему выживания. Гораздо меньше предприятий решают проблему выживания с перспективой на развитие и с расчетом на собственные силы, справедливо считая, что государство просто не в состоянии в данный период предоставить им действенную помощь. Поэтому предлагаемая концепция управления, которая излагается в данном руководстве, в первую очередь ориентирована именно на последний тип предприятий, которые направлены не только на выживание, но и на устойчивое развитие организации в этот сложный и противоречивый период.
3.2. Общее понятие системы и ее виды 3.4. Взаимодействие и развитие социально-экономических , систем