4.1. Концептуальные модели функционирования организаций

В экономической теории сложилось несколько основных концепций предприятия, описывающих его возникновение, деятельность и ликвидацию. В каждой из них предприятие рассматривается под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. При этом можно выделить четыре основных направления исследований, связанных с теоретическим описанием функционирования предприятия:
неоклассическая теория фирмы;
институциональная теория фирмы;
эволюционная теория фирмы;
предпринимательская теория фирми.
Коротко их суть может быть изложена таким спосиб.
В неоклассической теории фирма рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в продукцию и привлечение этих ресурсов в производство. Модель предприятия состоит из производственной функции, выражающей зависимость результатов производства от затраченных ресурсив.
Неоклассическое понимание предприятия (фирмы) как носителя основной (производственной) функции - это превращение (входящих) ресурсов, поступающих в готовую продукцию, необходимую людям, и их свободную продажу на рынке, что является в настоящее время общепризнанной в экономической науке концепцией. При этом предполагается, что фирма выпускает такое количество продукции, при которой предельные издержки равны рыночной цене, что и является условием максимизации прибыли. Прибыль выступает здесь как форма выражения результативности, эффективности работы фирми.
Предполагается, что если предприятие не максимизирует прибыль, то оно рано или поздно будет исключено из числа участников рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции. Таким образом, фирма в этой теории выглядит как "черный ящик", в которой ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции и той внешней среды, определяющий способ максимизации прибыли как целевой функции фирми.
Как предпосылки для анализа использовались следующие допущения:
распределение типов и объемов деятельности между фирмой и рынком рассматривался как заданное;
фирма трактовалась как преобразователь ресурсов в продукцию и описывалась с помощью производственной функции;
рынки рассматривались как своеобразные "сигнальные устройства", причем проводником этих сигналов считалась преимущественно ценовая информация;
предполагалось, что обмены (контракты) реализуются на базе механизма, при котором выбор контрагента с максимальной (для продавца) или минимальной (для покупателя) цене осуществляется с помощью ценовой конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей, а не путем индивидуального торгу.Module . В последнее время появился целый ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, влияния географического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, а сезонных колебаний производства - на занятость, учет проблем оптимизации и управления запасами и т.д.
При институциональной концепции фирма рассматривается как организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей. Связанные с приобретением необходимых материалов и оборудования трансакционные издержки в случае образования фирмы оказываются ниже, чем при производстве той же продукции без организации фирмы, что и объясняет существование пидприемств.
Институциональный вариант теории фирмы в отличие от неоклассического не делает акцент на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функции как формы выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным при соответствующей комбинации затрат выходом продукту.
Расходы, связанные с использованием механизма цен, - это прежде всего затраты на получение информации о производителях продукции и цены, а также расходы на осуществление рыночных сделок или сделок (отсюда и термин "трансакционные издержки" в отличие от расходов, связанных с преобразованием ресурсов в продукты, или трансформационных издержек).
В частности, неопределенность порождается и наличием в рыночных субъектов противоположно направленных интересов, стремлением к выгоде, в том числе за счет использования неполноты знаний контрагентов, так называемой асимметрии информации. Однако последняя не учитывалась в неоклассической теории фирмы, хотя и была очевидным для практиков фактом. Таким образом, типичная задача институциональной теории можно сформулировать как анализ поведения фирмы в мире дорогостоящей и неполной информации.
В начале 80-х годов получил развитие еще одно направление в теории фирмы - эволюционный подход. В эволюционной теории фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую - некоторыми внутренними характеристиками объекта, к числу которых в данной теории относят в первую очередь устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние впливи.
Считается, что за время функционирования предприятия в непрерывном взаимодействии с "популяцией" на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Эти правила и определяют, в конечном счете, лицо фирмы, а также различие одного предприятия от другого в конкурентной борьбе. По мнению "эволюционистов" именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях и при всех условиях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как личностей руководителей фирмы, так и характер взаимоотношений с партнерами из других пидприемств.
Таким образом, эволюционная модель предприятия в отличие от неоклассической признает, что у предприятий нет единого критерия оптимальности принимаемых решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как в неоклассической теории, а о динамичном критерий, меняется от периода к периоду.
Рассмотрение предприятия как явления стимулировал еще один подход, который можно поставить в один ряд с неоклассической, институциональной и эволюционной теориями. Речь идет о так называемой предпринимательскую теорию пидприемства.
Предпринимательская модель фирмы опирается на представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя ресурсов. Конечно, не все предприятия являются предпринимательскими, и в этом смысле предпринимательская теория имеет более ограниченный объект исследования, чем другие виды теории фирми.
Считается, что в основе предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого предприятия находится фигура предпринимателя - независимого, активного, энергично направленного к успеху, склонного к риску, настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего использовать в своих целях противоречивые обставини.
Следует подчеркнуть, что в предпринимательской варианте теории фирмы руководитель предприятия при любых условиях остается предпринимателем - человеком, целью и сферой профессиональной жизни которой является организация производственного процесса для удовлетворения имеющейся или создаваемой с помощью предпринимателя потребности. Особенно важны взаимоотношения между предпринимателем на предприятии, его работниками и власниками.
Некоторое описание деятельности предприятия (точнее, взаимоотношений между его собственниками и менеджерами) предоставляет агентское модель фирмы. Согласно этой концепции владельцы, которые не работают на предприятии как руководители, как правило, не имеют доступа к той информации, которой располагает менеджер. В принципе, часть этой информации владелец может приобрести, однако это может потребовать существенных затрат со стороны собственника на организацию внутри и вне фирменным мониторингом.
Другая часть, связана с индивидуальной интенсивностью труда нанятого на работу менеджера, останется такой, не наблюдается. В этих условиях активизация менеджера с помощью оплаты его труда в зависимости от эффективности работы предприятия может приводить к различным качественных эффектов. Так, в некоторых случаях активизация усилий менеджера обходится владельцу дороже, чем согласие на низкий уровень его оплаты и праци.
Применительно к отечественных предприятий данного периода сфера адекватности агентской модели ограничена. Взаимоотношения между собственником и наемным руководителем предприятия если и играют некоторую роль в описании поведения предприятия, то не могут быть описаны сколько-нибудь точно в терминах данной теории.
Связи между элементами не поддерживают стабильность ее существования в целом, потому что основной задачей предприятий в целом является выживание. В этих условиях руководители предприятия принимают решения, основываясь только на краткосрочной личной выгоде и стремлении к укреплению своего главного и бесконтрольного становища.
Однако, данная фаза в жизни предприятия должна носить кратковременный характер. Социально-экономическая и нормативно-правовая нестабильность, накопление "криминальной составляющей" деятельности руководителей предприятий и смыкание их с организованной преступностью делают положение руководителей, "ориентированных на выживание", хитким.
Вместе с тем хорошей базой для построения обобщенной теории предприятия, по нашему мнению, может служить концепция предприятия как своеобразного системного интегратора - целостного экономического субъекта, объединяющий во времени и в пространстве разнообразные социально-экономические процессы и эффект достигается путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильного развития самого пидприемства.
Причиной, что приводит значимость интеграционной функции предприятия, является следующий очевидный факт: индивид добровольно становится участником какой-либо организации только тогда, когда внутри ее ему в каком-то смысле лучше, чем за пределами организации. Иными словами, когда внутри организации те или иные потребности его удовлетворяются на более высоком уровне или с лучшей якистю.
Для отражения различных аспектов функционирования предприятия интересной представляется концепция предприятия, названа интеграционной. Согласно этой концепции предприятие рассматривается как относительно устойчивая, целостная и отграниченная от окружающей среды самостоятельная социально-экономическая система, интегрирующая во времени и пространстве процессы производства (реализации) продукции и воспроизводства ресурсов. Связующим звеном между этими процессами и "лицом" фирмы служит ее потенциал - совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных реальных сценариях изменения окружающей среды. Основной объект принятия решений - распределение ресурсов и усилий фирмы между наращиванием потенциала и его использованием, между воспроизведением и производством, между настоящим и будущим. В определенном смысле в этой концепции отражаются все те аспекты деятельности предприятия, составляющие основу перечисленных выше четырех пидходив.
Здесь следует подчеркнуть концептуальное различие между понятиями "цель предпринимателя (владельца)", и "цель предприятия", "цель бизнеса". Под целью предпринимателя (владельца) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия - это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственном и административном средах. Если предприятие отождествлять с определенной юридическим лицом, т.е. значит ввести специальное понятие "цель бизнеса", понимая под бизнесом действующее под разными юридическими лицами виробництво.
Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от целей предприятия, поскольку конкретное предприятие в ряде случаев служит лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (владельца). В частности, такая мера, как ликвидация предприятия, может соответствовать целям предпринимателя, но не соответствовать целям предприятия. Априорное предприятие нельзя отождествить, вообще говоря, ни с его руководителем (директором), ни с владельцем, ни с трудовым коллективом, ни с конкретным юридическим лицом. Предприятие - это реальная "живая" система, в функционирование которой вовлечены и физические лица, и материальные активы - основные фонды, капитал и т.д.
Перечень возможных внутренних, органически присущих предприятию целей также очень разнообразен, однако в обобщенной форме может быть охарактеризован как обеспечение гармоничного взаимодействия предприятия с окружающей социально-экономической средой. В свою очередь, это может быть расшифровано как стремление к лучшей реализации функций предприятия, то есть, по сути, к продолжению его иснування.
Интеграционные функции любой организации находят отражение в системе ее целей, состоят из следующих основных компонентов:
удовлетворения потребностей индивидов, входящих в организацию;
совершенствование структуры организации, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям;
создание и поддержка потенциала для будущего развития как гарантию непрерывности существования организации;
удовлетворение внешних требований к организации и предъявления своих требований к середовища.
Только одновременно осуществляя реализацию всех этих целей, организация способна функционировать и устойчиво развиваться. Принятый здесь подход трактует предприятие как уникальный социально-экономический феномен, способный, во-первых, обеспечить совместное удовлетворение всех основных составляющих целевого пространства и, во-вторых, реализовать органическое единство производственных и воспроизводственных процесив.
В данном варианте теории фирмы основное внимание уделяется вопросам динамики потенциала фирмы как основы ее функционирования и процессам взаимосвязи производства и воспроизводства в рамках данной фирмы. При таком ракурсе стратегическое планирование в условиях неопределенности выступает не просто как одна из форм и функций управления организацией, а как ключевой элемент ее существования, как системный интегратор. Иными словами, предприятие выступает как объект развития (управления), а общественно значимый устойчивое развитие реализуется с помощью данного предприятия. Стратегическое планирование с функции управления превращается в объект, а предприятие с объекта - в платформу для реализации своего стратегического призначення.
Специфические трудности функционирования и устойчивого развития отечественных предприятий связаны, в первую очередь, с переходным периодом в экономике Украины и необходимостью преодоления трудностей адаптационного характера.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4.2. Равновесие и устойчивость организационных систем