6.1. Общая характеристика внутренних переменных
Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, является продуктом управленческих решений. При этом будет считаться ошибочным, что все внутренние переменные полностью вполне контролируемые и управляемые. Вспомним хотя бы Хоторнский эксперимент, проблемы забастовок, неповиновение, конфликты в коллективе, монотонность и усталость, вызванные конвейерным производством и т.п.Основные переменные в самой организации, которые требуют особого внимания руководства, - это цель, технология, структура, функциональные зоны, задачи и ресурсы, сочетание и эффективность использования которых может привести к разным результатам (рис. 1.2).
Все эти переменные теснейшим образом взаимосвязаны и могут давать различный синергетический эффект. Более того, технология, будучи одним из ресурсов, важнейшим фактором производства, здесь выделена отдельно. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что технология (особенно в сфере материального производства) является важной составляющей внутренних переменных. Она, по сути, является факторотвирною составляющей семьи переменных, хотя и сама по себе достаточно консервативной (по постоянной) экономической категорией по сравнению, например, с ресурсами и завданнями.
Цель является конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достичь фирма (ЛПР) при принятии ришення.
В организации могут быть разные цели. Организации, занимающиеся бизнесом, направленные, главным образом, на создание определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибылью. При этом определяющим фактором является рассматриваемой цели в шкале человеческих нестаткив.
Ориентация, обусловленная целями, пронизывает все последующие решения руководства, поэтому очень важным обстоятельством является установление таких целей, в дальнейшем (при принятии решения) не менялись бы, по крайней мере носили уточняющий характер, не изменяет следующие экономические категории (см. рис. 2.5) в принципе.
В связи с изложенным, общие цели фирмы должны быть подвергнуты тщательным исследованиям потребностей посредством, например, таких питань.
Относится ли новая идея к продукту или услуге?
Удовлетворяет ли она новые функции? (Здесь и далее под словом "функция" подразумевается не функция управления, а функциональные зоны (области) деятельности организации, например, финансовая функция, функция производства, функция обеспечения, сбыта и т.д.).
Удовлетворяет продукт существующую или постоянную потребность более эффективно, например, с меньшей стоимостью, с лучшим качеством или с большей привлекательностью?
Открывает он новую линию продуктов или завершает старую?
Заключается цель в открытии нового рынка или в расширении существующего?
Заключается цель в более эффективном использовании средств производства или распределения рабочей силы и сырья, или в устранении недостатка этих факторов?
Или устраняет продукт затруднения сам, увеличивает надежность существующего продукта?
Использует ли продукт какой-либо новое устройство, теорию, материал, метод или какой-либо другой элемент новой технологии и если да, то с каким из вышеперечисленных вопросов можно связать это применение?
С другой стороны, устанавливая цели, руководство организации должно критически оценивать и свои возможности в соответствии с имеющимися зесурсив и ограничений (рис. 2.6).
Эту оценку можно выполнить с помощью другой группы вопросов:
Допускает устав организации предполагаемые направления деятельности фирмы? Нужна юридическая консультация для выяснения общей юридической атмосферы?
Ли благоприятной реакция акционеров и органов власти на предполагаемый вид деятельности?
Можно-получить для продукта патент, авторские права, фабричные марки посредством заявки, покупки или обмена?
Может ли организация использовать существующую технологию, в який
она уже имеет и опыт:
Сколько потребуется средств для освоения производства и какова возможность покрытия этих потребностей?
Достаточно гибкая финансовая политика? В состоянии фирма приобрести и распределить необходимые фонды? Или благоприятная деловая конъюнктура для сбора этих денежных фондов?
Имеются ли в организации таланты необходимой широты и глубины для разработки продукта или их можно использовать?
Какие части проекта надо будет отдать субподрядчикам (обзор рынка, внешнее оформление, полуфабрикаты, упаковки, изготовления и т.д.)?
Имеются ли необходимые ресурсы рабочей силы, времени и лабораторных средств, или их можно быстро получить с учетом быстро меняющихся требований рынка?
Достаточно пригодны для нового продукта существующие имеющиеся средства - рабочая сила, машины, пространство и складское хозяйство - будут нужны новые? 11.Чем является необходимым условием исследования и разработка производства и если да, то какие из предыдущих вопросов сюда относятся? Проведена оценка возможностей постановки тех или иных целей с точки зрения нового продукта или услуги является первичной, приближенной, но позволяет устанавливать исходные цели, могут уточняться в процессе работы над проектом. Ориентация, обусловленная установленными целями, пронизывает все последующие решения руководства.
ГЛАВА 6. УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И антикризисного управления | 6.2. Организационно- технологические компоненты управляемых переменных |