8.1. Основные функции управления и качество их реализации

Менеджмент как особая экономическая категория представляет собой набор действий, их совокупность, из руководства людьми и производством с целью достижения запланированных результатов организации. Эти действия, точнее говоря, виды воздействий на объект управления и представляют собой функции менеджмента, научно обоснованная характеристика которых необходимо для эффективной организации управления любой, организации, предприятия, учреждения любой формы власности.
В большинстве отечественных и зарубежных источников количество таких функций различна. Обычно их называют в количестве 4-6. Среди них: планирование, организация, мотивация и контроль. Реже встречаются и такие функции (и это правильно) как координация и регулирование. У некоторых авторов можно встретить даже такую "функцию управления", как маркетинг, представляет собой вид деятельности (функцию) предприятия. Иначе говоря, необходимо четко представлять себе два момента:
что такое функции управления, менеджмента (в данном случае это синонимы), без которых невозможно эффективно управлять, влиять на объект управления (в первую очередь, на людей в организации, то есть персонал)
что такое функции организации, предприятия, учреждения, без которых невозможна их хозяйственная дияльнисть.
В функции предприятия (видов деятельности) относят финансовую, производственную, кадровую, маркетинговую, сбытовую и другие виды деятельности организации, что, кстати, тоже нуждаются в управлении посредством именно функций менеджмента. Этим службам (функциональным подразделениям) по видам деятельности также необходимы и планирования, и организация, и контроль, и мотивация и т.д. А вот "что стоит за этим" т.д. "- вопрос крайне важный и принципиальный. Ведь одно дело управлять с помощью четырех функций, и совсем другое дело управлять коллективом, производством с помощью, скажем, десяти функций управления. Потому что выпадение из поля зрения хотя бы одной функции менеджмента может вызвать непредсказуемые последствия для организации и, в первую очередь, потерю управляемости, ни к чему другому, кроме кризиса, привести не може.
В данном случае мы имеем уникальный случай обратиться не к иностранному, а нашего, отечественного опыта управления, который, к сожалению, многие экономисты быстро забыли. А зря. Ведь у нас даже сейчас есть чему поучиться у отечественных экономистов-руководителей советского периода, во многом не уступали известным ученым и специалистам Запада и Японии. Например , не всем известно, что Л.В. Канторович, являясь крупнейшим специалистом в области управления в СССР, был удостоен Нобелевской премии в 1975 роци.
Далеко не каждая страна (из тех, кто нас учит) может похвастаться такими лауреатами. Бесспорно, в иностранных специалистов есть чему поучиться. Никто этого не отрицает. Но подходить к этому нужно осторожно и взвешенно, не забывая отечественный опыт и достижения, которыми мы можем и должны гордиться, живя в СССР - нашей общей стране. Замечательно сказал доктор экономических наук С. Злупко из Львова еще в 1992 p.: "... неоспоримым фактом является то, что украинские экономисты, рассматривая теоретические проблемы, не обращаются к украинской действительности, ее социально-экономической генетики и теоретического наследия своих предшественников.".
В отечественной науке управления до перехода к рыночным отношениям общепринятым считалось, что для нормального управления организацией, например, в строительстве, необходимо одиннадцать функций! И это при том, что план практически готов ("спускался сверху") и предприятию не нужно было затрачивать сил и средств для изучения рынка, проведение маркетинговых исследований и других работ, связанных с рыночными видносинами.
Попробуем рассмотреть их:
сбор, обработка, хранение и передача информации;
анализ;
прогнозирование
планирования;
организация;
мотивация;
управления;
учет;
контроль;
регулирования;
координация.
В представленном перечне курсивом выделены те функции менеджмента, что в подавляющем большинстве встречаются в наших и иностранных виданнях.
Если считать, что первая функция на сегодняшний день отпала и перешла в разряд факторов производства (ресурсов), что вполне справедливо, то нам остается глубже проанализировать другие десять. Это удобнее всего сделать с помощью приведенного рисунка (рис. 10).
Представим себе некоторую производственную ситуацию (их может быть множество - суть не в этом) - вдруг остановился главный конвейер завода. Об этом узнал директор. Каковы его действия? Правильно! Он выясняет причину, обстоятельства и согласно обстановке обдумывает самостоятельно или с коллегами как его запустить в кратчайшие сроки и с минимальными втратами.
Не обдумывая любое событие (если на ЦС есть время), не действует и не принимает решение ни здоровый человек. Он должен всесторонне проанализировать ситуацию, если есть возможность глубже. ли этот простой бригады (сбой в работе механизма, трещина в доме, провал в земле и т.п.) прогрессировать, какие причины, и только после этого будет принято квалифицированное решение, а значит и план действий, организовать ответные действия, мотивируя сотрудников, контролируя, регулируя , координируя их дии.
Анализ - важнейшая функция менеджмента. Он состоит из исследования экономических процессов, происходивших на самом предприятии в прошлом, условий внешней среды сегодня и устанавливает тенденции развития фирмы, угрозы и возможности, а также проблемы, подлежащие решению. анализ предшествует выработке решения и является основой для прогнозирования и планування.
Планирование состоит в определении направлений, целей, пропорций, темпов выполнения производственных процессов и представляет собой выбор действий на определенный период времени. Планированию должно предшествовать прогнозирование, значит предсказания качественно-количественных изменений или процессов показателей в будущем. Другими словами, прогнозирование позволяет представить, что может произойти через некоторое время, а планирование нацеливает на то, что должно произойти в оговоренное время и по воле людей. На стадии планирования, кроме выбора действий, путей достижения цели и определения показателей, решаются вопросы с форм, методов, сроков и инструментов контроля, что является одной из важнейших функций менеджменту.
Организация решает вопросы структуры, упорядочения и регламентации действий исполнителей, оптимизирует размещение оборудования, выбирает специализацию и методы внедрения работ. Организация теснейшим образом эт "связана с такими функциями управления, как руководство и организация контролю.
Руководство состоит в направлении деятельности управляемого объекта, тесно связано с лидерством и с помощью другой функции менеджмента - мотивации (активизация) - побуждает к необходимым действиям персонал предприятия. Цель руководства - добиться, чтобы подчиненные выполняли то, что необходимо руководителю. Руководство неотделимо от таких функций, как координация и регулирование, и, по сути, является интегрированием этих функций менеджменту.
Координация направлена на согласование различных внешних систем по данной системы (рационализация действий поставщиков, субподрядчиков, кооперированных связей, организация госзаказов, работа с потребителями и т.п.).
Регулирование связано с текущими управленческими решениями и направлено на сохранение состояния запланированного процесса, корректировки отклонений внутри системы, которые могут происходить с объективных и субъективных причин. Регулирование - не что иное, как корректировка системы управления на недопустимые изменения хода производства, улавливаемых с помощью такой емкой функции, как контроль.
Контроль носит всеобъемлющий характер и связан прямо или косвенно с всеми функциями системы управления (см. рис. 2.10). Данная функция менеджмента очень подробно описана во всех источниках, связанных с проблемами управления, изучалась ранее, и поэтому ограничимся лишь ссылкой на некоторые джерела.
Учет, как функция управления, представляет собой получение и фиксацию в количественной форме результатов состояния объекта и ресурсов в любой момент времени функционирования системы. Именно учет создает возможность реального контроля за ходом производства, его регулирования и конечную фиксацию деятельности предприятия за отчетный период.
Учетные данные являются основой для проведения экономического анализа деятельности предприятия и функционирования системы управлиння.
Необходимо отметить, что все рассмотренные функции менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны (на рисунке показаны лишь основные связи) и является обязательным компонентом системы управления на любом предприятии. Исключение из состав управления хотя бы одной функции делает предприятие уязвимым со стороны постоянно возникающих угроз и опасностей. Другое дело, что предприятие предприятию враг. На небольших фирмах, например, один человек может выполнять несколько функций менеджмента, на других, наоборот, несколько человек или целый структурное подразделение выполняют одну функцию. Все зависит от мощности предприятий и условий его функционирования, но каждая функция менеджмента обязательно должна быть задияна.
Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы - это процессы , что поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые - когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов все равно случится то, что должно трапитися.
Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений, отражающих кроме всего прочего совершенство и искусство управления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преимущество неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисов, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуаций.
Кроме того, управляемые процессы воспроизводят лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют степень управления, то есть управляемыми до определенной степени. Например, подчиненный - красивый и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих вопреки здравому смыслу или юридическим законам.
Из этих соображений можно сделать вывод: не все процессы могут быть и являются управляемыми, управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисного развития и управления ним.Module . До кризиса может приводить "невидения" тех процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять. Но они в этом случае превращаются в стихийные. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления. Это приводит к пустой трате ресурсив.
Антикризисный развитие - это управляемый процесс или предотвращения преодоления кризиса, отвечающий целям организации и объективным тенденциям ее розвитку.
Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Технология изготовления продукта, постоянно усложняется, его разнообразие и функциональное назначение ведут к усложнению экономических связей, все более разнообразными становятся интересы человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, культурой и другими факторами.
При нарастании сложности производства управления в своем развитии должно опережать развитие. Только тогда оно может быть эффективным. Это потребует реконструкции управления, естественно повлечет за собой его осложнения в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, потребует профессионализации управления, что связано с организацией образовательных и исследовательских структур. Тенденция развития управления, опережает развитие, сменяется периодом замедления темпов и накопления потенциала для последующей его реконструкции.
ГЛАВА 8. Функциональное И антикризисного управления 8.2. Технология и техника обеспечения процесса управления