13.1. Организационно -экономические предпосылки антикризисного управления

Кризисная ситуация - переломный момент в функционировании любой системы, в процессе которого она подвергается воздействию извне или изнутри, что требует качественно нового реагирования со стороны этой системи.
Возможность кризиса определяется рискованным развитием, проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций, а такая опасность существует завжди.
Практика показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадают с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклов экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфични.
Кризис характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным. В экономическом механизме кризис для предприятия может иметь локальное проявление, например, задержка поставки комплектующих деталей, срывы планового графика выпуска продукции, отключение электроснабжения и т.п..
Гораздо более опасна для предприятия его общий кризис, последствия которого могут быть трудно передбачувани.
Основной особенностью кризисной ситуации является то, что она содержит в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы. Поэтому успех или неудача менеджмента определяется степенью готовности менеджера фирмы до потенциальных угроз и кризисных их проявлений, наличием резервов, степени дублирования, уровнем компетенции и опыта менеджеров, качеством профилактических мероприятий, эффективностью применяемых методов управлиння.
Приведенный перечень может быть увеличен или уменьшен - не в этом суть вопроса. Главное то, что основная задача антикризисного менеджмента состоит в недопущении появления кризисных ситуаций вообще, а в крайнем случае - в эффективной и быстрой его локализации и устранении. Затраты времени и средств на заблаговременное создание резервных (ситуационных) систем управления, подготовки антикризисных мероприятий, создание необходимых резервов становятся зачастую более выгодными, чем малоэффективные постепенные (время ошибочные) действия менеджеров по преодолению кризиса на основе предыдущего опыта, интуиции и ентузиазму.
Отсюда вытекает еще одно задание, в котором необходимо рассматривать проблемы уменьшения и оптимизации запасов сырья и материалив.
Кроме того, сам руководитель, менеджер, его личные качества, стиль управления и психологический климат в коллективе, подвержены изменениям, могут привести к ошибочным решениям и действиям. Поэтому, одной из задач антикризисного менеджмента является обеспечение хороших функциональных результатов - запланированных или случайных, с помощью здоровой организации (т.е. коллектива, работающего в благоприятной социально-психологической атмосфере).
С данного обстоятельства становится очевидным формулировка главной задачи антикризисного менеджмента социотехнических систем, заключается в нахождении надлежащего баланса между требованиями, выдвигаемыми ситуацией и личными качествами руководителя (как субъекта управления), с учетом зрелости (компетентности, опытности) и готовности коллектива к сотрудничеству.
Для глубокого понимания сущности рассматриваемого явления - кризисной ситуации - было бы очень желательным выявить источники и причины ее появления, а также факторы (хотя бы основные), в наибольшей степени влияют на организацию и ее систему управлиння.
Если руководствоваться данными толкового словаря, то слово "источник" означает
то, что дает начало чему-нибудь;
то, откуда исходит что-небудь.
Слово "причина" истолковывается как "явление", что вызывает (обуславливает) другое явище.
Наверное, можно (в первом приближении) конкретизировать и источники, и причины возникновения ситуаций.
В обобщенном виде источниками кризисных (проблемных) ситуаций могут быть:
природные явления;
экологические проблемы;
производственно-технические (техногенные) процессы;
государственная и международная политика;
финансово-экономическая деятельность;
социально-психологические видносини.
Причинами кризисных (проблемных) ситуаций могут быть факторы внутреннего и внешнего походження.
Внешние:
недостаточный уровень наших знаний о возможностях предупреждения и преодоления возможной кризиса;
нарушение или неустойчивость существующих и новых социально-политических, хозяйственных, экономических, культурно-психологических образований и механизмов;
случайные отклонения, просчеты и ошибки инженерного, конструкторского, управленческого или политического характера;
структурные изменения в обществе и изменения политического свойства, социальные потрясения и мероприятия, проводимые профсоюзным движением; миграция населения и положение на рынке рабочей силы, новые открытия и технологии;
срыв сроков поставки или недопоставка сырья, материалов, комплектующих изделий;
промышленный шпионаж и утечка информации, составляющей коммерческую тайну фирмы;
действия средств массовой информации и распространение порочащих слухов, информации и других материалов, подрывают имидж фирмы; аварии, техногенные и стихийные бедствия, а также другие катаклизмы экстраординарного характера; погодные условия. Внутренние:
конфликтные ситуации производственного и социально-психологического характера;
нарушение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности
промежуточные действия в отношениях личности и организации, изменение руководства;
расширение или сокращение деятельности организации;
увольнение или прием новых работников;
действия влиятельных лиц (способствуют или мешают работе);
поломки машин и аварии на производстве;
перегрузки, стрессы, болезни и отпуска работников;
стили и методы руководства коллективом;
ошибочные действия руководства в производстве, социальной политике и т.д.
Принято считать, что большинство внешних факторов зачастую носят объективный характер, не зависит от исследуемой организации, а внутренние факторы, как правило, подвергаются компетентному управлению. Однако это далеко не так. Негативное влияние некоторых внешних факторов можно если не полностью устранить, то, по крайней мере, уменьшить. Например, такие факторы, как "срыв сроков поставки или недопоставка сырья, материалов, комплектующих изделий", "промышленный шпионаж и утечка информации, составляющей коммерческую тайну фирмы" и т.п.
Часть внутренних переменных, в свою очередь, могут не полностью контролироваться руководством. Часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство должно преодолеть в своей работе. Так, монотонность и усталость работников, связанные с работой на конвейере, например, "Дженерал Моторс" не может преодолеть. Отказавшись от сборочных конвейерных линий, компания поставит под угрозу свое существование. Вместо отказа от конвейера руководство признает его неблагоприятное воздействие на работников и производительность. Оно принимает ряд мер, снижающих этот негативный вплив.
Внутренние факторы, порождающие неожиданные ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их не стоит игнорировать, как и зовнишни.
Факторы, обусловливающие возникновение кризисной ситуации, в общем виде делятся на внешние и внутришни.
К внешним факторам, на которые фирма не может повлиять, относят:
размер и структуру потребностей населения;
уровень доходов и накоплений населения (его покупательную способность)
уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенно влияет на предпринимательскую активность;
политическую стабильность и направленность внутренней политики государства;
развитие науки и техники, определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
уровень культуры, то есть привычки и нормы потребления, преимущества одних товаров и отрицательное отношение к другим;
международная конкуренция, при которой иностранные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого сырья, а в других - за счет произведенных технологий;
последствия экономического спада, инфляции;
резкое уменьшение государственного заказа и ин.
К внутренним факторам, которые зависят от организации работы самой фирмы, относят:
направление и принципы ее деятельности;
ресурсы и их использование;
качество и уровень использования маркетинга;
возникновения убытков предприятия в связи с неудовлетворительной организацией работы с рынком, неконкурентоспособностью товаров, несвоевременным восстановлением ассортимента товарной продукции;
резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товаров в связи с нерациональной структурой управления, многочисленностью штата управления, применением дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д;
снижение уровня культуры производства и культуры предприятия в целом, включая квалификацию персонала, технический уровень производства, взаимоотношения в коллективе, его уверенность в эффективной работе;
отсутствие стимулов к труду персонала предприятия и ин.
Приведенный перечень причин и факторов можно, конечно, продолжить, их разделение на внешние и внутренние - весьма относительное. Глубина и степень влияния факторов на образование тех или иных ситуаций разные, природа возникновения носит также разносторонний характер.
Много негативных явлений можно предвидеть и на этой основе устранять их, а те, которые не подлежат устранению, могут быть уменьшены или организация будет готова к их появления путем хорошо поставленного управления людьми и коммуникациями. Важность "человеческого капитала", "человеческих отношений" трудно переоценить, что особое значение имеет в антикризисном менеджменте, когда роль человеческого фактора возрастает багаторазово.
Поведение людей в проблемных ситуациях - важнейший аспект антикризисного менеджмента. Реакция коллектива, реакция руководства на те или иные обстоятельства, стороны производственной дияльности
предприятия в период назревания, проявления, ликвидации и послекризисного управления - это именно те вопросы, которые необходимо учитывать в первую чергу.
Важным обстоятельством является также взаимоотношения в коллективе, непредвиденная поведение персонала, то есть то, что в просторечии называют "выходками" или "фокусами", действия влиятельных лиц, удачными или неудачными раздачами наград или наоборот - покарань.
В управлении могут произойти кризиса любого характера:
перемещения должностных лиц;
падение курса иностранной или национальной валют;
производство лекарств с разрушительным побочным эффектом
появление на рынке конкурирующего продукта, сметающий все остальные, становясь лидером;
нововведения, благодаря которому продукт выходит из моды;
нечестный руководитель, из-за которого дурная слава о компании попадает на страницы газет;
пожар или наводнение;
переход главных сотрудников управления в конкурирующую организацию и т.д.
Кризисная ситуация может привести к следующим негативным последствиям (особенно в случае ликвидации предприятия):
к потере работниками рабочих мест и обострение в связи социальной напряженности в обществе;
к потере кредиторами предприятия (банками, инвестиционными компаниями, фондами, государственным бюджетом и т.п.) значительных средств, вложенных в предприятие;
к распылению и омертвение неликвидного имущества, вследствие того, что, порой, ликвидаторы не могут найти ему покупцив.
Однако, можно обнаружить и положительные моменты этого явления:
закрытие нерентабельных производств, что приводит к снижению затрат и повышению эффективности общественного производства;
высвобождение ресурсов, вовлеченных в неконкурентоспособное производство,
ротация управленческого персонала, что обеспечивает рост квалификации, усиление упорства, заинтересованности менеджеров и рабочих в результатах своей деятельности;
приобретение опыта и формирование эффективной инвестиционной политики предприятий, осуществляющих эти инвестиции.
Любые управленческие ситуации, в том числе и кризисные, является отражением хода и результатов производственных, научно-технических, экономических и других процессов организационно-экономического характера. Возможность выявления их характеристик, в принципе, достижима и зависит, в первую очередь, от вида конкретного производства, его отраслевой принадлежности и продукции, выпускаемой и, конечно же, от уровня знаний, опыта и компетенции керивникив.
Иными словами, очень значительные трудности и различия между теорией, аналитической процедурой получения полного набора ситуаций и эвристической процедурой их распознавания в процессе управления, поэтому крайне важно, в первую очередь, выявить взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в организации как главного элемента антикризисного управления.
ГЛАВА 13. Антикризисный менеджмент И УСТОЙЧИВОСТЬ ФИРМЫ 13.2. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем