13.5. Концептуальная модель непрерывного стратегического планирования

Изменение экономической системы неизбежно требует пересмотра основ хозяйствования в регионе и управления на самом предприятии, так как центр тяжести рыночных преобразований сегодня смещается с макроэкономического уровня сторону первичного звена экономики: предприятий и организаций, устойчивость развития которых способна вывести национальную экономику из затянувшегося кризиса. Данная сентенция подразумевает радикальную перестройку не только материально-технической базы предприятий, что имеет приоритетное значение, но и всех организационно-экономических составляющих внутренней среды предприятия: форм и методов организации производственной и сбытовой деятельности, новых подходов и приемов планирования, организации и управления производством .
Учитывая, что в условиях глубокого экономического кризиса вопрос привлечения существенных объемов инвестиций для технического перевооружения и обновления производства не может быть осуществлено в кратчайшие сроки, главное внимание исследователей и практиков должна быть направлена на решение организационно-экономических проблем устойчивости и конкурентоспособности предприятий. Потому что решение организационно-экономических задач не связан, как правило, со значительными объемами инвестиций, недостаточность которых для нынешней экономики загальновидома.
В таких организационно-экономических проблем, не требующих больших финансовых затрат и способных принести сравнительно быстрый эффект, можно отнести следующие задачи:
разработку гибких систем планирования и управления, позволяющие переходить на адаптационные (ситуационные) схемы управления;
обеспечение методами непрерывности планирования на основе преемственности стратегических, текущих и оперативных планов производства в условиях ограниченности ресурсов;
разработку методов и подходов к выбору гибких структур и эффективных коммуникаций, способных к быстрой адаптации организации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды фирмы;
разработку эффективных приемов и методов организационно-экономического обоснования и принятия управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости системы управления и организации в цилому.
Разработка приведенных подходов и методов концептуально должна базироваться на адаптированности предприятий к тем условиям, которые создаются факторами внешней среды, а внутрисистемные управляемые факторы должны определять как саму возможность адаптации фирмы и системы управления, так и эффективность процесса адаптации. Более того, внутренние переменные должны лучше противостоять внешним воздействиям, превышать их и, тем самым, повышать адаптационную устойчивость организации.
Известно, что любая целенаправленная система должна в процессе своего функционирования выполнять поставленные перед ней задачи. В силу несогласованности начального или текущего состояния системы и заданного (или желаемого) возникает потребность в принятии решений, т.е. в управлении. Функции выработки необходимых в каждой конкретной ситуации управленческих решений и призвана выполнять такая система управления.
Стереотипность мышления многих руководителей, отвергают даже мысли о стратегическом планировании, сводится к обывательскому: "Как я могу разрабатывать планы на 5-7 лет, когда я не знаю, что буду делать завтра" - говорит о многом. В первую очередь, напрашивается вопрос: "А может этот человек, считается руководителем, быть им, или он думает, не знает перспективы своей деятельности? Не знает, что необходимо предпринять и что делать, чтобы оказаться в будущем в желаемой точке развития предприятия? "
Поэтому неудивительно, что понимание важности, ключевого характера и значимости эффективного управления, в том числе и стратегического, отодвигается на второй план. Ставка по-прежнему делается, главным образом, на реструктуризацию, привлечение внешних инвестиций и новые технологии, что, по их мнению, заставят работать человеческий капитал.
Очевидно, что в рамках стратегического, в частности, управление "по целям и результатам" с использованием методов и приемов ситуационного (адаптационного) менеджмента, имеет кардинальным образом решить проблему уже в ближайшем будущем. Но для этого одних лозунгов недостаточно. Необходимы и другие меры организационно-экономического характера и инструменты, способные эффективно планировать и управлять виробництвом.
В качестве одного из эффективных инструментов следует отметить задачи непрерывного планирования, базой которого мог бы служить стратегический менеджмент. Так, например, для предприятий, выпускающих мелкосерийную, достаточно дифференцированную продукцию различной номенклатуры можно предложить метод, основанный на принципах математического програмування.
Тогда условие, при котором в каждом году объем работ, выполняемых организацией, не может быть больше выделенных ресурсов и запишется в
Целевая функция (4.19) и система ограничений (4.18) представляет собой задачу составления непрерывного календарного плана, обеспечивает выполнение задач по выпуску продуктов и оптимизированного по критерию эффективности использования ресурсив.
Для повышения эффективности использования располагаемых ресурсов алгоритм непрерывного календарного планирования должен учитывать следующие положения:
продукты, что, согласно принятому плану, начинаются и заканчиваются производством в том же году, за пределы года не выходят;
перерыва в производстве начатых продуктов не допускаются;
продукты и изделия, запас которых предусматривался в рассматриваемом году, но включены по каким-то причинам в план этого года, в следующем году получают переваги.
Алгоритм решения этой задачи заключается в следующем: добавляется общая стоимость проведения работ по всей продукцией, согласно принятым условиям, должны быть закончены в первом году. Эта сумма вычитается из выделяемых ресурсов на первый год или по мощности (по объему работ) организации.
Для продуктов, оставшихся которые могут быть предприняты в первом году, с помощью нормативов определяются границы возможных значений работ, приходящихся на первый и каждый последующий роки.
Исходя из условий соблюдения нормативных сроков и максимальной концентрации ресурсов, целевая функция решаемой задачи записывается в следующем виде:
Целевая функция (4.20) и системы ограничений (4.21) и (4.22) представляют задачи линейного программирования. Для ее решения рекомендуется использовать программу симлекс-методу
В результате решения задачи (4.20), (4.21), (4.22) определяются перечень и объем работ по видам изделий (продуктов), которые должны 5уты выпущены в первом году стратегического периоду.
Расчет плана работ второго года производится следующим спосиб.
Подсчитываются объемы работ по ранее начатых продуктов (изделий), производство которых заканчивается и не продлевается в данном юкке, а также из тех продуктов, которые начинаются и заканчиваются этого юкку. Этот объем вычитается из прогнозируемого (запланированного) объема расходов. Оставшаяся, принимается как ограничения по об-ягу работ для всех задействованных продуктов второго года. Затем, определяется предел изменения величин х и решается задача линейного программирования, рассмотрен вище.
Для каждого последующего года стратегического периода расчет программ работ осуществляется аналогичным чином.
Разработан алгоритм решения поставленной задачи носит общий принципиальный характер и для каждой конкретной организации, естественно, нуждается в уточнении и совершенствовании. Здесь приведен только пример методического подхода к решению проблем повышения устойчивости работы организаций при ограниченности ресурсов, в забезпечують.
При отклонении планируемого производства более допустимыми, обусловленными размерами амплитуд флуктуаций, необходим переход на ситуационную схему антикризисного управления (см. рис. 2.15).
Устранив недопустимые отклонения с помощью адекватных мер, переходят к функциональному варианта работы, т.е. сначала принятой функциональной схеме управления (на рисунке это отражено как "Работа с графика").
К этой схемы управления, но уже с большими корректировками входной информации, обращаются и при нецелесообразности возврата к первоначально составленного графика (на рисунке отображены блоком "Новое состояние системы").
Это происходит в двух случаях:
когда затраты, связанные с "притеснением" производственного процесса в рамки сначала разработанного плана, превышают разумные пределы (т.е. расходы больше резервного порога ресурсов или в ОВД появились новые данные, обязывающие его сделать этот шаг)
когда вариант возвращения в прежнее состояние нецелесообразен и работа со старого графика по ряду причин (экономического, организационного, технологического, экологического и другого характеров) становится невигидною.
И, наконец, возможен третий, худший вариант, когда кризис (вследствие разных неблагоприятных возмущений среды) достигла такой силы, что предприятие оказалось на грани банкротства. В этом случае применяются общеизвестные меры для предприятий, оказавшихся в положении банкрута.
Таким образом, рассмотрены вопросы указывают на необходимость следующим выводам, позволяющие видеть основные пути решения затронутых проблем.
Ускорение процессов стабилизации и последующего роста экономики возможно только при активном вмешательстве государства в эти процессы на основе продуманных действий стратегического и тактического характера в сочетании с эффективными экономическими преобразованиями на местах. Это связано в первую очередь со смещением центра тяжести трансформации экономических отношений в сторону предприятий - первичного звена экономики. Здесь многое зависит от качества экономической политики регионов и держави.
Переосмысление преобразований, происходящих тщательный и всесторонний анализ конкретных ситуаций, сосредоточение внимания на сути и результативности изменений, происходящих ориентировки не только на текущие процессы, но и обоснование стратегических мероприятий позволит наиболее полно оценить качество трансформационных процессов в обществе и видеть перспективу их развития .
Планирование и прогнозирование как инструменты управления при соответствующей детализации на всех уровнях предприятия является доминирующим организационно-экономическим фактором производства. Они позволяют с помощью имитационного моделирования быстро просчитывать варианты будущего развития событий, учитывать вероятность появления проблемных ситуаций и принимать необходимые превентивные меры противодействующего или адаптивного характера на стратегическом и тактическом уровнях с наименьшим ризиком.
Известно, что состояние любой экономики зависит от степени эффективности работы каждого отдельно взятого предприятия. Поэтому, чем больше предприятий, организаций и учреждений будет работать устойчиво, тем устойчивее будет экономика региона, тем стабильнее будет вся экономика держави.
Вполне понятно, что трансформация экономики происходит во всех сферах нашей деятельности, является сложным и многоступенчатым процессом. Этот процесс может успешно развиваться только при комплексном решении проблем и задач на всех уровнях производства и экономических преобразований общества. Однако решения поставленных задач и их реализация должны быть направлены в первую очередь на уровень предприятий, организаций в тесной взаимосвязи с научными учреждениями, что позволит нашим предприятиям повысить свою конкурентоспособность, сделать первые шаги к устойчивому развитию всей экономики.
13.4. Особенности прогнозирования и планирования в антикризисном управлении ГЛАВА 14. Текущее планирование и оперативное управление в антикризисном менеджменте