2.3.Законодавча база

При изучении правовых норм, регулирующих финансовую деятельность предприятий (в широком смысле слова), надо исходить из того, что эта деятельность происходит в условиях определенного правового пространства, созданного в государстве, найконцентрованиший выражение которого отражен в Конституции Украины. Она является важным источником финансового права. Конституция Украины регулирует бюджетные права органов государственной власти и управления и права, связанные с обеспечением финансовой политики государства. Конституционные основы финансовой политики государства в сфере налогообложения находят конкретное проявление в специальных актах налогового права, среди которых наиболее существенное значение для предприятий имеют законы Украины "О системе налогообложения", "О налогообложении прибыли предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", ряд законов Украина относительно общегосударственных целевых фондов в сфере социального страхования и социального обеспечения, Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", Бюджетный кодекс Украины, несколько Декретов Кабинета Министров, в частности "Об акцизном сборе", "О местные налоги и сборы ".
Поскольку финансовая деятельность предприятий в значительной мере отражает состояние их имущественных отношений с партнерами, естественно, что она базируется также на правовых нормах, регулирующих имущественные отношения вообще. Речь идет прежде всего о нормах, гражданского права, зафиксированные в Гражданском кодексе Украины, которые прямо касаются использования финансовых ресурсов предприятий. Помимо Гражданского кодекса Украины, источником законодательного обеспечения финансовой деятельности предприятий является ряд законов Украины и других законодательных актов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Среди них следует указать на законы Украины "О собственности", "О хозяйственных обществах", "О предпринимательстве", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О банках и банковской деятельности", "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших предприятий "(" малой приватизации ")," О залоге "," Об аренде государственного имущества "," Об оплате труда "," О бухгалтерском учете и финансовой отчетности ".
Под влиянием различных причин в переходный период создания рыночной экономики в Украине законодательная база финансовой деятельности предприятий не сказывается стабильностью. Так, за период с 1991 г. неоднократно менялась система налогообложения прибыли предприятий, налог на доход и налог на прибыль сменяли друг друга трижды. Много изменений и дополнений претерпели некоторые законодательные акты. Новая редакция законов Украины "О налогообложении прибыли предприятий", "О государственной налоговой службе", "О налоге на добавленную стоимость" также не вполне совершенна, о чем свидетельствуют очередные дополнения и изменения, не урегулированы вопросы, противоречия между законодательными актами. Особо следует отметить, что на несовершенство содержания финансово-правовых актов влияет неразвитость финансового права, достижение которого должны учитываться в законодательных актах. Не способствует развитию устойчивой и эффективной финансово-правовой базы в Украине несогласованность норм налогового законодательства с введенными законом "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" стандартами бухгалтерского учета и финансовой звитности.
К сожалению, приходится констатировать, что сфера финансовых отношений в обществе, а тем более на переходной стадии его развития, является зоной повышенной криминогенности. Противоправные действия должностных лиц, представляющих собой административные правонарушения и преступления в этой сфере, находят соответствующие отражение в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовном кодексе (УК) Украины. В первом предусмотрена административная ответственность, например за незаконные операции с валютой и платежными документами, сокрытие от учета валютных и других доходов, непродуктивных расходов, убытков, ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в бухгалтерской или статистической отчетности и за некоторые другие нарушения законодательства по финансовым питань.
В УК Украины предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, за мошенничество с финансовыми ресурсами, за нарушение порядка выпуска ценных бумаг, сговор о фиксировании цен, сокрытие банкротства, фиктивное банкротство тощо.
Борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в сфере финансовой деятельности предприятий - важная функция государственных финансовых и налоговых органов, органов внутренних дел. В этой работе они тесно взаимодействуют с финансовыми службами предприятий, министерств и ведомств.
2.2.Об объекты гражданско- правовых и финансово -правовых отношений в сфере финансовой деятельности 3. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ