6.3. Планирование прибыли и рентабельности

Важное значение для обеспечения условий постоянного роста прибыли и рентабельности имеет качество их планирования. Это сложный и многогранный процесс, который включает в себя глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествовавший плановому периоду, достижение максимальной согласованности с количественными и качественными показателями плана выпуска продукции (выполнения работ, услуг), реализации, себестоимости, учета имеющихся резервов увеличения выпуска продукции, снижения затрат на производство, особенно непродуктивных и внереализационных расходов и збиткив.
Если план по прибыли составлен на должном уровне, профессионально грамотно, предприятие имеет возможность правильно определить объем платежей в государственный бюджет и сумму прибыли, остающейся в его распоряжении с целью создания базы для развития производства, необходимых затрат на развитие социальной сферы, материальное поощрение труда .
В планировании прибыли участвуют (при организационной ответственности за это дело финансовой службы) все производственные и функциональные подразделения предприятия. Только в таком случае план может правильно отражать внутрихозяйственные резервы производства на базе более рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсив.
Прибыль предприятия как финансовый результат от его обычной деятельности планируется на год, квартал, месяц за элементами, которые его формируют по действующим стандартам бухгалтерского учета и звитности.
Сначала вычисляется плановый объем валовой прибыли (Япал), который, согласно П (С) БУ 3, определяется по формуле:
П = Р-СЯ, (6.8)
где Р - выручка от реализации товаров, работ, услуг в оптовых ценах без НДС и акцизного сбора; С0 - производственная себестоимость реализованной продукции.
Есть несколько методов планирования валового дохода от реализации продукции.
На небольших и средних предприятиях распространенным является метод прямого поасортиментного расчета по вышеприведенной формуле. В таком случае для расчета валовой прибыли по каждой ассортиментной позиции применяются плановые калькуляции себестоимости изделий, а также объемы реализации, определены при планировании выручки от реализации (с учетом динамики переходных остатков реализованной, но не оплаченной покупателями продукции или без такого учета, и тогда рассчитана плановая величина валового дохода от реализации продукции будет соответствовать принятой методике учета объема реализации и прибыли, но не учитывать переходные остатки прибыли, которые могут содержаться в стоимости реализованной, но не оплаченной покупателями готовой продукции).
Расчет валовой прибыли промышленного предприятия, по которому в разделе 5.5 исчислялся плановый объем выручки от реализации продукции, имеет следующий вид (табл. 2).
Общая сумма плановой прибыли предприятия, т.е. финансовые результаты от обычной деятельности (по терминологии П (С) БУ 3), учитывает, как отмечалось, наряду с плановым валовой прибыли от реализации продукции также:
административные расходы;
расходы на сбыт;
прочие операционные доходы и расходы;
финансовые доходы и расходы;
другие доходы и витрати.
Примечание. В вышеприведенном расчете данные столбцов 3, 5, 7 учитывают объем реализованной продукции по методике, принятой в стандартах, то есть без учета динамики остатков реализованной, но неоплаченной-продукции.
Среди прочих операционных доходов при планировании прибыли предприятия учитываются: выручка от реализации лишних материалов и других оборотных активов, прибыль от операций с тарой, доход от сдачи в аренду основных средств. Не планируются: полученные или признанные контрагентами присужденные штрафы, пени, неустойки за нарушение ими договорных обязательств или законодательства, доходы от списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, другие доходы, которые имеют случайный характер (например курсовые разницы по операциям с иностранной валютой, излишки материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и т.п.).
Среди прочих операционных расходов при планировании прибыли предприятия обычно учитываются затраты на исследования и разработки, себестоимость реализованных (и учтенных как прочий операционный доход) лишних материалов и других оборотных активов. Не планируются: уплаченные (или признанные) штрафы, пени, неустойки в пользу контрагентов, недостачи и потери от порчи материальных ценностей, от их уценки, убытки от списания сомнительных и безнадежных долгов и т.п. (ведь подразумевается, что предприятия должны так организовать работу и взаимоотношения со своими партнерами, чтобы не нарушались договорные условия, действующее законодательство, условия хранения товарно-материальных ценностей и др.)..
В состав финансовых доходов, которые должны быть учтены при планировании финансового результата обычной деятельности, включаются: доход от вложения капитала в совместные предприятия, дивиденды на акции, вложенные в другие акционерные общества, проценты по приобретенных облигаций, а в состав финансовых расходов входят намеченные суммы выплат коммерческий банкам за пользование кредитами, а также другие платежи, связанные с привлечением заемного капитала (например выплата процентов по эмитированным собственными облигациями).
В составе прочих доходов и расходов планируются доходы и расходы, которые могут быть в процессе обычной деятельности (кроме финансовых расходов) и не связанные с производством и реализацией произведенной продукции (например доход от реализации объектов основных средств, выручка от продажи приобретенных акций с учетом соответственно остаточной стоимости основных средств и цены приобретения акций как расходов).
С учетом всех элементов плана из финансовых результатов от обычной деятельности предприятия (прибыли) плановый расчет прибыли мебельной фабрики на 2002 г. выглядит следующим образом (тыс. грн.):
Расходы на сбыт 59,3
Прочие операционные доходы 204,5
Прочие операционные расходы 156,0
Финансовые доходы 200,0
Финансовые расходы 124,8
Прочие доходы 68,0
Прочие расходы 52,0
Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения (сумма строк 1, 4, 6, 8 минус сумма строк 2, 3, 5, 7, 9) 958,6
Использование метода прямого расчета валовой прибыли предприятия как составляющей общего финансового результата его деятельности имеет ряд преимуществ и недостатков. Основными достоинствами такого метода является простота и достоверность. Однако он ограничивает возможности выявления внутренних резервов роста прибыли в процессе планирования, поскольку дает лишь конечный результат - план валового дохода, без учета влияния отдельных факторов на плановую величину прибыли. Главным образом по этой причине широко применяется (и не только на крупнейших предприятиях, где использование метода прямого поасортиментного расчета плана прибыли связано с затруднениями технического характера) аналитический метод планирования прибутку.
Аналитический метод планирования валовой прибыли от реализации товарной продукции основывается на изучении факторов, которые определяют уровень прибыли и рентабельности в базовом периоде (например, в 2001 г. при планировании на 2002 p.), Учете их, а также других факторов (рост производства, снижение себестоимости продукции и т.п.), имеющиеся уже в плановом периоде. Последовательность работы по планированию валовой прибыли така.
Поскольку эта работа проводится до окончания базового периода (например, в октябре 2001 г. на 2002 p.), Сначала вычисляется ожидаемый валовой доход от реализации товарной продукции за отчетный период, т.е. за 2001 г. Для этого сумма фактически полученного валового дохода за истекший период базового года увеличивается на сумму планового валового дохода за период его закинчення.
Приклад.
Машиностроительный завод планирует прибыль на 2002 г. в октябре 2001 г. Фактическая сумма валового дохода от реализации товарной продукции за 9 месяцев 2001 г. (январь - сентябрь) составляет 607,2 тыс. грн. На IV квартал 2001 г. план прибыли от реализации товарной продукции составляет 180,7 тыс. грн. Ожидаемая прибыль от реализации товарной продукции за 2002 г. составляет 787,9 тыс. грн. (607,2 +180,7).
Второй этап - корректировка ожидаемого валового дохода от реализации товарной продукции за факторами, которые формировали прибыльность и рентабельность предприятия в базовом периоде и следует учитывать как резервы роста прибыли в плановом периоде (или, наоборот, не могут быть учтены через определенные условия при планировании прибыли на плановый период). Таким образом вычисляется базовый валовая прибыль от реализации товарной продукции и базовая рентабельность продукции за валовым прибутком.
На этом этапе работы самое сложное - это найти подход к тому, как учесть изменения ценовых факторов на объем прибыли и рентабельность предприятия, потому что в условиях инфляции цены на те ресурсы, которые оно потребляет на производство, так же, как и оптовые цены, по которым оно реализует продукцию потребителям, быстро меняются, причем очень часто в неравноценных соотношениях. Меньшей степени, но все же «наблюдается вариация цен и в условиях безинфляционные рыночной экономики - под влиянием спроса и предложения на сырье, основные средства, потребительские товары, рабочую силу, другие товары. Так, если при планировании валовой прибыли исходить из той рентабельности продукции, которая сложилась в базовом периоде, то это может привести к серьезным прорахункив.
Исчисленная по валовой прибыли рентабельность продукции предприятия, достигнута им в базовом периоде, для ее использования в качестве базовой при планировании прибыли в новом плановом периоде должна быть скорректирована с учетом условий ценообразования планового периода. Если отбросить все факторы, влияющие на формирование рентабельности, кроме одного - изменения цен на производственные ресурсы (сырье, материалы и т.п.), с одной стороны, и изменения отпускных цен на готовую продукцию - с другой, то нетрудно представить, что рентабельность продукции изменяться в соответствии к соотношению индексов этих цен. Если предположить, что цены на материальные ресурсы, используемые на производство, и расходы предприятия на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, и договорные оптовые цены при реализации готовой продукции изменяются на одну и ту же величину (один и тот же индекс), то рентабельность продукции не изменится. Но подобная ситуация - лишь случайность.
Для расчета индексов / п и ир предприятие, планируя валовая прибыль, например на следующий год, имеет с возможной точностью спрогнозировать, как будут меняться цены в плановом году на его продукцию, какие будут изменения в ценообразовании на сырье, материалы, другие материальные ресурсы, которые предусматриваются изменения в связи с этим относительно уровня оплаты труда, что также влияет на себестоимость продукции, ее рентабельнисть.
Работа эта сложная, требует объединенных усилий работников финансовых, плановых, сбытовых, снабженческих и других экономических и производственных служб пидприемства.
Продолжим пример планирования валового дохода от реализации продукции машиностроительного завода на 2002 г. (в тыс. грн.):
Ожидаемый объем выручки от реализации продукции за 3397,3 2001 г. (без НДС и акцизного сбора)
Ожидаемая производственная себестоимость продукции за 2001 г. 2609,4 Валовая прибыль от реализации товарной продукции 787,9 Ожидаемая рентабельность продукции за 2001 р.
На 2002 г. предполагается рост цен на продукцию предприятия в среднем в 1,26 раза, т.е. / "= 1,26. Цены на сырье, материалы, другие материальные ресурсы и расходы на оплату труда, которые формируют себестоимость продукции предприятия, по расчетам вместе вырастут в 1,37 раза, т.е. / р = 1,37. По формуле (6.9) определяем базовую рентабельность продукции по валовой прибыли (/ -,), то есть рентабельность, которая сложилась на предприятии, если бы оно работало в следующем году с неизменными показателями объема производства, ассортимента продукции, с неизменным уровнем материальных затрат (в натуральном виде) и трудозатрат, но в условиях ценообразования 2002 p.:
/ -, = 0,302 - 1,302 (и - Щ:] = 0,302 - 1,302 • 0,080 - 0,198.
То есть базовая рентабельность продукции по валовой прибыли составляет 19,8%.
Вычисленная таким образом базовая рентабельность продукции отражает лишь ценовые факторы, которые следует учитывать при планировании прибыли. Далее известными методами экономического анализа можно определить резервы, которые не были использованы предприятием в базовом году для роста прибыли, а именно за счет:
ликвидации непроизводительных и сверхнормативных расходов, относимых на производственную себестоимость продукции;
ликвидации фактов поставки готовой продукции покупателям с отклонениями от согласованных технических и качественных параметров, которые ведут к снижению оптовых цен на эти изделия и, следовательно, прибыли от реализации; структурных сдвигов в ассортименте производится и реализуется, в сторону выпуска более рентабельной продукции. Предположим, что в результате анализа прибыли машиностроительного завода за 9 месяцев 2001 г. выявлено, что он имел такие резервы в расчете на год в суммах соответственно: 47 тыс. грн., 23,9 тыс. грн., 74,8 тыс . грн. Вместе это дает прирост валовой прибыли в сумме 145,7 тыс. грн., или 18,5 процента к валовому доходу от реализации за 2001 г. (145,7: 787,9 • 100). Есть все основания увеличить базовую рентабельность в размере 19,8%, определенную с учетом только ценовых факторов на коэффициент (в данном случае 1,185), что отражает неиспользованные в базовом году резервы роста валовой прибыли. Таким образом, скорректированная базовая рентабельность составит: 19,8 • 1,185 = 23 , 46%.
На заключительном этапе планирования валового дохода от реализации продукции аналитическим методом расчет завершают так:
Производственная себестоимость реализованной товарной продукции базового 2001 г. (тыс. грн.) 2609,4 Темп роста объема реализации в 2002 г. по сравнению с 2001 г.1, 08Индекс цен на ресурсы 1,37 Производственная себестоимость реализованной продукции планового 2002 г. в ценах и условиях 2002 г. (р.1р.2р.З) 3860,9 Скорректированная базовая рентабельность продукции предприятия (процентов) по валовому прибылью 23,46 Валовая прибыль от реализации товарной продукции по плану на 2002 г. (р.5 г.4: 100) (тыс. грн.) 905,8
Предприятия, которые в плановом году предусматривают выпуск и реализацию значительного объема новой продукции , удельный вес которой достигает 25 процентов и более, должны планировать размер валового дохода от реализации продукции отдельно: аналитическим методом - в части выпуска продукции, которая выпускается в базовом и плановом годах, методом прямого поасортиментного расчета - в части новой продукции.
Аналитический метод расчета планового валового дохода также проверочным методом. Наилучшие результаты по качеству планирования он дает при сочетании двух методов, когда поасортиментного расчет валовой прибыли дополняется проверкой через расчет с помощью скорректированной базовой рентабельности.
6.2. Рентабельность предпринимательской деятельности 6.4. Платежи из прибыли предприятия в государственный бюджет