12.1. Суть и содержание контроля

Контроль для менеджера - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Но это не совсем так. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и корректировки в том случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартив.
Функция контроля - это способность управления выявить проблемы и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация, безусловно, способна вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они навредят достижению цели организации.
Контроль - это одно из важнейших управленческих задач. Единственное из задач, выше рангом, - это постановка или согласование цели. Следует отметить: если не доводить цель до своих подчиненных, то и нечего контролировать. Это касается не только контроля за результатом, но и контроля за процессом, причем последний следует осуществлять особенно внимательно. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет как контролеров, так и тех, кого контролируют. Как только в троллейбусе появляется контролер, давление поднимается даже в тех, у кого есть квитки.
Контроль не может диктоваться подозрением. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из того, что ошибки свойственны людям, и при разумном подходе большинство людей достигает положительных результатов. Контроль должен отмечать хорошо сделанную работу, которая очень часто остается непомиченою.
Что же такое контроль? Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Это знание своевременно должно стать достоянием инших.
Следует сказать, что неправильный контроль вызывает страх.
Есть люди, которые без внешнего контроля расслабляются, но есть и такие, которые без руководящих указаний выполняют свою работу с чрезмерным педантизмом, не считаясь с затратами. Скажем, через одну ошибку они заставляют перепечатывать документы, расчеты ведутся с точностью до четвертого знака.
Следует сказать и о том, что руководитель не может знать все. Тогда возникает вопрос, как контролировать работу, в которой не все понимаешь? Как контролировать программиста, налогового инспектора, врача, не обладая этими профессиями в полном объеме? Опытный руководитель попросит своего сотрудника рассказать обо всех "почему", "как" и "почему не так" и о всех других специфические трудности своей деятельности так, чтобы это было понятно. Опыт подсказывает: тот, кто знает свое дело, сможет объяснить, как он ее робить.
Контроль необходим для поддержания успеха. Иными словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации помогали наиболее эффективно достигать ее общих целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать угоди.
Широта контроля. Контроль - это очень важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, заключается в том, что контроль должен быть обобщающим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного "контролером", и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему это никто специально не поручал. Контроль является фундаментом процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Контроль за результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Вы обнаруживаете, было достигнута поставленная цель, и вносите необходимые корективи.
Любое формирования цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны реализация и заключительный контроль за исполнением. Контроль дает возможность повысить мотивацию труда (ощущение успеха) и дает толчок для новой постановки вопросов и проблем.
Контроль как функция самоменеджмента охватывает три задачи:
1) обдумывание физического состояния. Что достигнуто до момента контроля?
2) сравнение запланированного с достигнутым. В какой мере поставленная цель? Какие отклонения имеют место?
корректировки по установленным отклонениями. Время, продолжительность и регулярность контроля в выдающейся степени зависят от задач, которые выполняются, и поставленной цели. В этой связи следует различать:
- Контроль процесса и деятельности, осуществляемой;
- Контроль результатов (целевой контроль)
Глава 12. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 12.2. виды контроля