1.10. анализ рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют доходность предприятия с различных позиций и группируются согласно с интересами участников экономического процесса и рыночного обмину.
Показатели рентабельности являются важными для характеристики составляющих формирования прибыли и доходов предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Они более полно, чем прибыль, характеризуют конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение между существующими и использованными ресурсами.
На предприятиях рассматриваются и анализируются такие показатели рентабельности:
1. Общая рентабельность производства (рентабельность фондов).
2. Рентабельность товарной продукции.
3. Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж).
4. Рентабельность единицы продукции.
Основные источники информации для анализа рентабельности: форма 2, форма 22, форма 6, форма 5с.
Показатели рентабельности можно рассчитать, используя следующие формулы:
Факторная модель анализа рентабельности может быть представлена в таком виде:
Р: (F: Е) = (Р: N): (Р: N Е: N) = (1 - S: N) (F: N Е: N) = (1 - U: N М: N А : N) (F: N Е: N),
где
U: N - витратомисткисть продукции;
М: N - материалоемкость продукции;
А: N - амортизацийномисткисть продукции;
F: N - фондоемкость продукции по основным производственным фондам;
Е: N - фондоемкость продукции по оборотных средствах (коэффициент закрепления оборотных средств);
Р - балансовая прибыль;
F - средняя стоимость основных фондов;
Е - средние остатки материальных оборотных средств;
Р: N - рентабельность продукции;
S: N - затраты на 1 грн. продукции по полной собивартистю.
На изменение рентабельности производства влияют следующие факторы:
1. Изменение доли прибыли на 1 грн. реализованной продукции.
2. Изменение фондоемкости или фондовиддачи.
3. Изменение коэффициента закрепления материальных оборотных средств, то есть изменение оборачиваемости оборотных коштив.
С целью анализа рентабельности производства складывается такая аналитическая таблица:
По данным анализируемого, уровень рентабельности за отчетный период уменьшился на 44,2 пункта (91,6 - 135,8).
Методом цепных подстановок рассчитывается влияние основных факторов на изменение уровня рентабельности. Расчеты проводятся с использованием таких алгоритмов:
1. Влияние изменения доли прибыли на 1 грн. реализованной продукции:
а) х1 = ряд.8 гр.2 (ряд.6 гр.1 ряд.7 гр.1)
1.9.3. Анализ чистой прибыли 1.11. Особенности анализа рентабельности зарубежных фирм и предприятий