6.1. Персонал научных организаций

Основной персонал научных организаций составляют науковци.
Научные работники - лица, занимающиеся научными исследованиями и разработками. Их творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний, поиск новых областей их применения. Персонал научных организаций предоставляет прямые услуги, связанные с выполнением научных исследований и разработок. Научные работники могут быть заняты в различных областях науки, секторам науки и типам организаций.
В составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяют четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.
В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей научных работников и уровня их подготовки. Это усложняет процесс управления в научных учреждениях. По мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, и влиять на него можно только косвенно, заменяя администрирования реализацией стилей ру-Ководство, предполагающие соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки. Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, подовжуються
сроки его обучения, усложняется функция контроля, зьявляеться
возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т.д.
Особые требования предъявляются и к работникам кадровых служб научных учреждений. По своим функциям кадровые службы давно переросли отделы по хранению кадровой документации, с которой их деятельность начиналась. Основным содержанием работы таких служб становится:
планирование потребностей в персонале;. активные методы набора и найма;
управления потерями времени;. анализ текучести;
• развитие кадров (подготовка и повышение квалификации,
Планирование карьеры).
Учет и делопроизводство не должны занимать более 10% фонда рабочего времени кадровых служб. Соответственно меняется и состав кадровых служб. Если раньше преобладали конторские работники, в задачу которых входило получение, обработка и хранение информации о персонале, то в настоящее время в кадровых службах возрастает численность психологов, специалистов в области методов оценки и обучения, консультантов по планированию карьеры и т.д.Module . Технический прогресс - это результат деятельности прежде всего личностей. У истоков почти каждого открытия стоят личности и индивидуальная, а не групповая деятельность. Это обусловливает необходимость системы обеспечения индивидуального труда, при котором специалист становится участником постановки задач, составления плана работ, их оценки. С другой стороны, специфическая особенность научной деятельности в настоящее время заключается в ее коллективном характере. Это предопределяет необходимость сочетания в научных коллективах работников разных специальностей. Одновременно следует уделять внимание проблемам психологической совместимости специалистов, работающих в коллективе; проблем выбора лидера, стилей руководства и т.д. По мере развития опытно-экспериментальной базы должна возрастать численность среднего технического, научно-вспомогательного персонала и служащих, приходящихся на одного научного работника. Методы управления этой категорией работников отличаются от методов управления собственно науковцями.
Практике методы управления научно-вспомогательным персоналом не имеют какой-либо спецификой по сравнению с управлением персоналом на промьпдленних предприятия, фирмы и т.д.
Глава 6 Управление персоналом в научных организациях 6.2 Мотивация персонала