8.2. Функционально-стоимостной анализ

Одним из методов совершенствования любого объекта на всех стадиях жизненного цикла является функционально-стоимостной анализ (ФСА).

Функционально-стоимостной анализ - это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их здийснення.

Метод ФСА применяется промышленными компаниями США, Англии, Франции и других стран с развитой рыночной економикою.

Метод ФСА разработан в США и впервые применен в 1947 г. в компании «Дженерал Электрик». Инженер Лоуренс Д. Майлс пришел к выводу, что снижение издержек производства надо начинать с анализа потребительских свойств изделия и технических функций составляющих его частей. В центр внимания ста

вился вопрос, насколько оправданы затраты с учетом полученных свойств товара, удовлетворяющих те или иные запросы и потребности. Для получения соответствующих свойств товара необходимы определенные затраты, поэтому важны пропорции между полезностью отдельных свойств и понесенными витратами.

Не все свойства товара являются очень полезными. В связи с этим нужно провести анализ, используя принцип Эйзенхауэра по схеме ABC (см. § 6.4). Необходимо выделить главные (А), второстепенные (В) и ненужные или излишние функции (С). Средства следует тратить на получение главных функций, в определенной степени - на второстепенные (В). Затрат на получение излишних функций нужно уникати.

Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сокращении или даже повышение якости.

Объектами ФСА могут быть потребительские свойства изделия как в целом, так и его отдельных частей (узлов, групп деталей, отдельных деталей и т.п.).

Всесторонний и детальный анализ потребительских свойств изделия, технических функций составляющих его частей и связанных с ними затрат не может быть выполнен одним специалистом. К проведению ФСА рекомендуется привлекать специалистов различных отделов, участвующих в разработке, производстве, маркетинге и сбыте продукции. Представители конструкторских бюро предлагают перспективные разработки с учетом спроса. Эти разработки должны пройти через руки дизайнеров, учитывающих эстетические и эргономические требования к будущему изделию. Необходимо участие экономистов, особенно бухгалтеров, знающих себестоимость изделия, ее составляющие. Специалисты по маркетингу и сбыту владеют информацией о потребительском спросе, капризах и колебания моды, разбираются в расстановке сил конкурирующих фирм. Работники отдела снабжения могут сообщить сведения о возможности приобретения материалов, сырья, комплектующих изделий для разрабатываемых видов виробив.

Только коллективный, всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успих.

Для этого формируются аналитические группы специалистов под руководством одного из высших руководителей. В задачи таких групп входит изучение изделий, являющихся объектом ФСА.

Создание аналитической группы - наиболее ответственная часть подготовительного этапа. Численность группы зависит от размера предприятия, объемов предстоящей работы и ее периодичности. Группы собираются на совещание раз в неделю или в две недели и вносят предложения в обстановке непринужденности, свободного обсуждения высказанных идей.

Непосредственной работой по проведению ФСА занимаются исследовательские группы, создаваемые по приказу руководителя организации из наиболее квалифицированных специалистов. Группы состоят из специалистов разных направлений, что позволяет рассматривать проблемы всесторонне, комплексно, в гармоничной связи друг с другом. Это важно для полной и правильной оценки функций и затрат по исследуемому проекту. Однако надо учитывать, что многочисленная группа является некерованою.

В западных странах число участников исследовательской группы - 5-8 человек. Нужно исходить из того, что ФСА по отдельному объекту не относится к глобальным аналитическим дослиджень.

Руководитель организации должен поставить цель перед всей группой и четкие задачи перед каждым ее членом, а также указать сроки начала и окончания робит.

Члены исследовательской группы собираются на первое совещание, где их знакомят с важностью и содержанием предстоящей работы. Эффективность совещания зависит от поведения руководителя во время обсуждаемых вопросов. Имеет значение и число проводимых совещаний. Каждое совещание должно быть хорошо подготовлено, проводится по-деловому, с обсуждением конкретных предложений и принятием действенных рекомендаций.

К проведению ФСА могут привлекаться и консультанты со стороны: научные работники, преподаватели вузов и ин

Цель ФСА - снижение затрат на производство, проведения работ и предоставления услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Цель ФСА можно записать математически:
При проведении ФСА исходят из того, что анализируемые изделия являются товаром, то есть потребительной стоимостью не для производителя, а для потребителя. Вместе с тем потребительная стоимость не всегда оценивается количественными показателями. В случае качественного и словесного описания (оценка вкусовых, эстетических и эргономических качеств изделия) применяют балльные оцинки.

Состав и размер расходов определяется исходя из затрат, формирующих полную себестоимость продукции.

ФСА состоит из нескольких этапов: подготовительный, информационный, аналитический, исследовательский, рекомендательный, впроваджувальний.

1) На подготовительном этапе уточняется объект анализа. Например, как объект исследования может быть выбрано изделие, выпускаемое в массовом порядке или вызывает нарекания по качеству. В первом случае действует фактор массовости: даже незначительное снижение себестоимости единицы продукции приносит значительные суммы экономии и дополнительной прибыли от реализации продукции. Во втором случае выбирается изделие, имеющее низкое качество или высокую себестоимость по сравнению с аналогичными отечественными или зарубежными образцами. Анализ подобной ситуации важен в условиях расширяющихся внешнеэкономических связей, когда огромное значение имеет конкурентоспособность продукции, предназначенной на експорт.

Наиболее целесообразный ФСА по разрабатываемой продукции, еще не запущенной в производство. Здесь есть время для внесения изменений в конструкцию изделия или технологию производства, прежде чем будет установлено оборудование и заключены договоры на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и инструментив.

Объект исследования выбирается на основе обсуждения предлагаемых вариантов с привлечением специалистов в конкретных областях. После выбора объекта исследования создается рабочая группа из специалистов, наиболее компетентных в проведении ФСА по данному объекту. Об этом руководитель фирмы издает соответствующий приказ. Приказом устанавливаются сроки выполнения аналитических работ по отдельным этапам и ответственность каждого участника за конкретный участок работы, определяется вознаграждение за выполнение роботи.

Работа по ФСА будет считаться выполненной при условии, если будет найден вариант изделия или процесса с низкой себестои -
мостов и высокой якистю.

2) Информационный этап предполагает сбор информации об
изучаемом объекте: назначение, технические возможности, качество, собивартисть.

Вся информация заносится в специальные карточки или в память компьютера: подробно перечисляются функции отдельных деталей, составляющих изделие, материал, из которого они изготовлены, их себестоимость. Параллельно для сравнения показывается стоимость обработки детали на стороне или стоимость точно такой же покупной детали.

Все службы и отделы предприятия предоставляют в распоряжение группы по ФСА необходимую информацию об изделии, а также предложения по улучшению качества изделия и снижению затрат на его изготовление. Большое значение придается оценкам потребителей (качество, надежность, соответствие требованиям моды, эстетики, эргономики и т.п.).

Для наглядности полезно представить изделие перед членами исследовательской группы в разобранном виде и демонстрировать на специальном стенде. Детали должны располагаться в том же порядке, в котором они собираются в готовое изделие. Полезно ознакомиться с аналогичной продукцией конкурентив.

3) Аналитический этап предполагает изучение функций изделия и затрат на их обеспечение. Рассматривается следующий круг вопросов:


Что представляет собой изделие?

Каковы его функции?

Какие функции нужны и полезны, а также какие функции лишние, увеличивающие себестоимость?

Какова истинная стоимость изделия?

Каким должен стать изделие?

Которая была бы его новая стоимость?


Подробно описываются служебные (технико-эксплуатационные, эстетические, эргономические) функции изделия в целом и технические функции отдельных частей (деталей, групп деталей, узлов). Функции подразделяются на основные (А), второстепенные (В) и ненужные (С).

Отсекая ненужные функции, одновременно отсекают лишние расходы. Анализ может быть проведен с использованием системы (табл. 8.1).
Подобная схема не должна быть чрезмерно большой, чтобы не потерялась наочнисть.

Одновременно можно построить другую схему, где в подлежащем таблицы будут те же детали, а в сказуемом - затраты на их производство по отдельным калькуляционным статьям. Затем целесообразно перейти к оценке весомости функций и затрат на их обеспечение. Оценка проводится с целью выяснения возможности сокращения расходов в таких направлениях:


Как влияет эта деталь на стоимость изделия в целом?

Соизмеримы ли затраты на нее с ее полезностью?

Нужны данной детали все ее характеристики?

Нельзя ли подобную деталь изготовить более дешевым способом?

Можно ли аналогичную деталь приобрести на стороне по более низкой цене?

Могут быть отдельные ее функции перенесены на другие детали?


И т.д.

По четвертому пункту могут быть выделены уточняющие вопросы: можно ли заменить одни материалы другими, более дешевыми; целесообразно сменить поставщика, чтобы Материалы по более низкой цене; нельзя ли использовать принципиально новые материали.

Вопросы, связанные с обработкой, предполагают следующие уточняющие аспекты: возможность замены оборудования, изменяя операций, отказа от некоторых операций и др. На данном этапе определяется удельный вес отдельных функций в общей совокупности потребительских свойств изделия и сопоставляется с удельным весом затрат на получение каждой функции .

Удельный вес отдельных функций в общей совокупности потребительских свойств изделия называется коэффициентом важности или значимости. Функции перечисляются по степени убывания их важности и снижения удельного веса в общей совокупности потребительских свойств виробу.

При определении коэффициентов важности могут быть учтены параметры, наиболее важные для потребителя (табл. 8.2).
Отношение удельного веса параметра (функции) в затратах к значимости или важности параметра (функции) называется коэффициентом затрат по отдельным функций.

В примере табл. 8.2 важнейший параметр (функция) - первый. Сопоставив соответствующие затраты с коэффициентом важности, получаем коэффициент затрат 1,6 (0,80 / 0,50). Это говорит о том, что затраты на получение параметра (функции) несоизмеримы с важливистю.

В теории и практике ФСА оправданное соотношение между затратами и функцией должно быть равным или близким к 1. Если коэффициент затрат меньше 1, соотношение считают более благоприятным. При коэффициенте, превышающем 1, рекомен-дуется принимать меры по снижению затрат на получение параметра (функции).

По параметрам 2, 3 и 4 имеем:
На основе проведенного исследования предлагается несколько вариантов решения, каждый из которых имеет определенные преимущества и дает определенный экономический эффект. Эти преимущества могут оказаться неравнозначных: при значительном повышении качества изделия по одному из вариантов растут затраты, а при другом - снижаются затраты, но качество остается на прежнем уровне. Есть и третий вариант, при котором качество улучшается незначительно, снижается себестоимость, но меньше, чем при втором варианте. Какому же варианту следует отдать предпочтение?

Выбор варианта - одно из самых ответственных решений, поэтому на этапе аналитической работы необходимо провести экономические расчеты и определить влияние того или иного решения на себестоимость и рентабельность виробу.

После выбора оптимального варианта происходит его защита на уровне руководства фирмы. При этом для каждого мероприятия, связанного с разработкой новой продукции, характерны как общие, так и специфические работы по впровадження.

4) Исследовательский этап предполагает оценку идей и вариантов решений, выработанных на предыдущих этапах с целью исключения диспропорций между функциями и витратами.

5) Рекомендательный этап связан с отбором наиболее приемлемых для данного производства вариантов совершенствования вироби.

6) Внедренческий этап является заключительным, когда учитываются результаты рекомендательного этапа и осуществляется внедрение отобранного варианта совершенствования техники.
8.1. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия 8.3. Управление процессом подготовки производства новой техники