10.1. портфель проектов

Управление научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках постоянно меняющихся условий. Это обуславливает необходимость непрерывного совершенствования программ НИОКР. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить работу по проекту. Могут измениться требования потребителей и спрос, в связи с чем потребуется провести переоценку жизнеспособности проекту.

Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации.

Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потреба.

Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными:

1) размер рынка;

2) допустимая цена;

3) требования к технической эффективности;

4) час.

Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, которые отличаются по эффективности, цене и дате первого появления на рынке. Важно определить, какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия, безусловно, ведет к техническим идеям, но не всегда соответствует реальным требованиям потребителей. Кроме того, из-за этого может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличится время разработки. Все это ведет к снижению потенциальной прибыльности продукту.

В современных условиях разработку проекта необходимо сфокусировать на конкретных рыночных потребах.

Выбор проекта связан с активным поиском альтернативных решений. Механизм управления процессом НИОКР наглядно представлен на рис. 10.1.
Рис. 10.1. Механизм управления процессом НДДКР

Портфель НИОКР может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начала. Однако каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т.п.).

Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться ривномирно.

Количество проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, зависит от размеров проектов, которые измеряются общим объемом ресурсов, необходимых для разработки, и затратами на реализацию одного проекту.

Если, например, на проведение НИОКР выделено 4000 д.е., а затраты на реализацию одного проекта составляют 2000 д.е., то в портфеле могут быть два проекти.

Таким образом, количество проектов в портфеле (л) определяется следующим соотношением:
Руководителю необходимо решить, каким количеством проектов он может одновременно управлять, якщо


сконцентрирует усилия на нескольких проектах;

распределит имеющиеся ресурсы на большее число проектив.


Портфель, состоящий в основном из крупных проектов, является более рискованным по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. По мнению специалистов, только 10% всех проектов вполне успешными. Это означает, что существует только 10%-ная вероятность эффективного завершения каждого проекта из портфеля. С ростом количества проектов повышается вероятность того, что хотя бы одна из них окажется успишним.

Преимущество небольших проектов в том, что они легче адаптируются друг к другу относительно соответствия имеющимся ресурсам. Крупный проект требует большого объема дефицитных ресурсив.

Однако небольшие проекты (требующие относительно небольших затрат на НИОКР) обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромный потенциал по объему продаж (и потенциал прибыли). Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что нежелательно с позиций номенклатуры формируется отделами маркетингу.

Рассматривая тот или иной проект на предмет включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия перераспределения затрат на проекти.

Для примера оценим два портфеля, состоящие из двух проектов (табл. 10.1). Оба портфеля невелики.
Рассмотрим некоторые направления изучения спроса на продукцию, являющуюся результатом инновационной деятельности.
Глава 10 Анализ спроса на научно-техническую продукцию 10.2. Значение и задачи анализа спроса на инновации