2.3 Цикличность инновационной стратегии
Согласно современным теориям экономической науки в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, организация, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать сразу над тремя видами товара (техники): уходящего господствующему и перспективним.Каждое поколение сложной системы (техники) проходит в своем развитии описанный ранее ЖЦП. С учетом указанных трех разновидностей продукта это можно интерпретировать графически (рис. 7).
Пусть фирма в отрезке времени t0 - t3 работает над тремя поколениями системы (техники) А, Б, В, последовательно сменяющих друг друга. На стадии зарождения и начала изготовления продукта Б (отрезок t0 - t1), затраты на его производство еще велики, а спрос мал, что и определяет объемы его выпуска. В этот отрезок времени объем выпуска продукта А - системы предыдущего поколения ("уходящий" товар) - достигает максимума, а продукт В еще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукта Б (господствующий товар, отрезок времени t1 - t2) его технология полностью освоена, спрос достигает максимума. Выпуск продукта А упал и продолжает падать. Появляется и развивается новое поколение системы (техники) - продукт В (перспективный товар), и с момента t2 начинается падение спроса на продукт Б. К моменту tз объем выпуска и прибыль от продукта Б значительно сокращаются, а продукт А вообще не выпускается. Основные фазы ЖЦП на примере продукта Б условно показаны площадями 1-8.
Проанализировав рис. 7, можно заметить, что стабильный совокупный доход фирмы обеспечивается правильным распределением сил и средств по разработке и выпуску товаров "идут", господствующих и перспективных (три поколения техники). Проведение такой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из поколений техники (системы). По мере освоения сменяют друг друга продуктов их технические и потребительские характеристики изменяются, что и обуславливает циклический характер поколений той или иной технической системы. Графики также наглядно показывают, что определяющим условием в формировании конкурентоспособной инновационной стратегии фирмы является опережающий вклад средств в освоение нового продукта. Средства необходимо вкладывать раньше, чем будет получен реальный эффект в виде прочных позиций на рынке сбыта господствующего товара. Выбор инновационной стратегии будет оптимальным, если достоверно известны закономерности развития каждого поколения системы (техники) на каждой фазе ЖЦП, а также спрогнозированы тенденции ее развития в ближайшем майбутньому.
Полный ЖЦП для отдельного поколения системы (техники) (от НИОКР до снятия с производства) в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции формируется, как правило, разными усилиями множества предприятий, талантом их менеджеров и наступательной инновационной политикой. Полный ЖЦП дифференцируется как минимум на три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. На основе исследований доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг - средневеро-мятный промежуток времени. Эти частные циклы входят также в интегральную модель инновационного процесса [см. формулу (1)].
2.2 Взаимосвязь инновационной стратегии с фазами жизненного цикла продукта | 2.4 Методы определения отечественных и мировых тенденций развития инновационных идей |