19.3. управление стрессом

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут применять следующие методи.
1. Следует разработать систему приоритетов в своей работе. Работу следует оценить следующим образом:
сделать сегодня;
сделать на этой неделе;
сделать, когда будет час.
Необходимо научиться говорить "нет", когда достигнут предел, после которого человек уже не может взять на себя больше роботи.
Следует наладить эффективные и надежные отношения с вышестоящим керивником.
Не следует соглашаться с руководителем или кем-то другим, кто ставит противоречивые вимоги.
Докладывать руководителю о нечеткости завдання.
Улучшать отношения с членами коллектива, формальными и неформальными групами.
Не жаловаться, обдумывать каждый свой крок.
Умело организовывать свой видпочинок.
Изучать соответствующую литературу и полученные знания применять на практици.
Для управления стрессами менеджерам можно предложить:
изучать особенности характера, диапазон знаний, отношение к труду своих подчиненных;
выбирать тип и объем работ согласно способностей, потребностей и склонностей работников;
предоставлять работникам по возможности полную характеристику будущей работы;
позволять работникам обоснованно отказываться от работы;
умело объяснять необходимость выполнения работы;
принимать оптимальные решения;
определять четкие зоны полномочий;
совершенствовать коммуникации;
использовать стиль руководителя в соответствии с ситуацией;
не скрывать производственной хозяйственной информации;
обеспечивать необходимую вознаграждение за эффективную работу;
применять графики с целью объяснения определенных экономических явлений;
быть наставником отношении подчиненных;
повышать квалификацию подчиненных;
развивать способности подчиненных;
- При необходимости оказывать содействие работникам в изменении рабочего мисця.
Изменения будут неизбежны. Но изменения вызывают стресс, гигантскую напру
гу, которая затрагивает всю организацию и каждого работника. Так возникает диле
ма. Конкурентоспособность организации требует гибкого планирования и
быстрой реакции на изменения. Но сама гибкость, которая обеспечивает зростання
организации, порождает стресс, способный затормозить зростання.
Как снизить стресс, обусловленный необходимыми изменениями? Вот некоторые рекомендации:
Четкое разграничение функций в управлении. Каждый руководитель должен однозначно представлять границы своей компетенции. Здесь особенно важно правильно распределить управленческие функции среди подчиненных, предоставив им вместе с ответственностью и необходимые права для их надлежащего исполнения. Необходимо полностью освободиться от дел, под силу пидлеглим.
Тщательно планировать распределение своего рабочего времени, предусмотрев в каждый отрезок выполнение только одной роботи.
Не вмешиваться в действия своих подчиненных при каждом нарушении процесса виробництва.
Постоянно помнить, что источником стресса часто является не только Ваша работа, но и Вы сами, и с этой точки зрения важно научиться оценивать себя со стороны. Причем как образец для себя можно взять какую-нибудь реальную или гипотетическую личность, наиболее устойчивая к стрессу, и задавать себе вопрос, а как бы она (эта личность) поступила в этой ситуации при решении сложных и острых проблем. Часто то, что для одного является причиной острого стресса, на другой в аналогичной ситуации практически не оказывает никакого действия. Следовательно, снижение воздействия стресса сильно зависит от самого человека, от его способности господствовать не только над обстановкой, но и над собственными емоциями.
Значимость последнего фактора указывается и в зарубежной прессе. Причем подчеркивается, что психическое и физическое благополучие руководителя зачастую зависит от него самого. В то же время в США проводится регулярный медицинский контроль руководителей снятия так называемых "профилей риска", что является эффективным средством предупреждения заболеваний. В этой связи следует указать, что большое значение для противостояния стрессу имеет физическое состояние человека, поэтому следует уделять внимание физической тренировке своего организма. Важным фактором снижения негативного влияния стресса является переключение взволнованной человека на интенсивную мышечную работу, и если правильно организовать режим, то никакой темп жизни не опасен для здоровья. Стресс неизбежен и необходим, и главная проблема руководителя не в том, как его избежать, а как научиться овладеть им, заставить его приносить большую пользу производству или исключить, свести к минимальному его негативное влияние на собственный организм.
Элизабет Кублер-Росс собрала много фактов, подтверждающих, что большинство людей после того, как некая перемена нарушила стабильность их повседневной жизни, проходят пять стадий, которые четко можно различить: отрицание (шок), гнев, приход к согласию, депрессия и Прийняття.
Эту схему должны взять на вооружение менеджеры, которые управляют людьми или организациями и переживают существенные изменения и нововведения. Не секрет, что часто мы не принимаем в расчет душевные травмы, которые всегда сопровождают не только крупные, но и мизерные перемини.
Например, Вы только проинформировали сотрудника, что его профессиональные знания устарели. Как говорит Кублер-Росс сначала у него может наступить шок (стадия 1), и он начнет опровергать Ваше мнение. Через некоторое время, он возможно разгневается (стадия 2) и начнет доказывать, что у Вас нет оснований для подобного обвинения. Затем он будет просить дать ему возможность проявить себя (стадия 3). Кроме того, попытка убедить человека на этих стадиях, как всегда, неудачная, они могут привести ее в подавленное состояние (стадия 4). Через некоторое время, согласно предложенной схемы, Вы можете все улучшить, так как человек более твердо оценит себя и наконец, сможет внутренне принять (стадия 5) необходимость изменений (в данном случае - обновление профессиональных знаний).
Руководители должны стараться не входить в эмоциональные и непродуктивные споры, когда работник находится на стадии 2, т.е. разгневан. Но еще хуже было бы подавить этот гнев. В течение этой фазы наиболее подходящая реакция - пассивная. Важно осознать, что разгневанный сотрудник пройдет через все стадии независимо от того, какую линию поведения выберет руководитель. Опытный менеджер постарается предусмотреть последствия перемен, которые проходят с сотрудником, и поможет ему до стадии принятия змини.
Если менеджер понимает, как стресс влияет на людей, то это ему поможет в роботи.
В книге "Стресс в жизни" (1956 г.) Г. Селье впервые указал на то, какой вред может задать стресс человеку. Конечно, нам приятнее, когда жизнь простой и спокойной - мы вовсе не желаем для себя конфликтов и глубоких разочарований. Но полная свобода от стресса - это смерть. Стресс - это составной элемент жизни, и думать, что любой стресс вреден, было бы неправильно. Конечно, стресс может быть вызван и радостью. Но Селье сделал вывод, что стресс приводит к преждевременному старению, ибо он изнашивает наш организм.
Исследования показывают, что под влиянием стресса наше адекватное восприятие сужается, растет категоричность. Мы перестаем осознавать, что делается вокруг нас, наши помыслы направлены на источник стресу.
У некоторых людей сопротивляемость к отдельным видам стресса выше - видимо, в силу их генетических данных. Важно дифференцировать людей по степени их сопротивляемости стрессам. Это даст возможность регулировать производительность и эффективность труда рабочих, избегая зривив.
Американские психологи Т. Холмс и М. Масуда составили список распространенных стрессовых ситуаций и таблицу балльной оценки "запросы перемен" со значениями от 10 до 100 балив.
Умер человек - 100 балив.
Выгнали с работы - 47 балив.
Выход на пенсию - 45 балив.
Беременность - 41 бал.
Полученная ссуда - 37 балив.
Если в сумме уровень напряжения достигает 300 баллов, то по результатам исследований Холмса, люди серьезно заболевают. Инфаркт, депрессия часто является выражением стресса, накопичився.
Любой человек может успешно приспособиться к переменам. Психологи утверждают, что 80% наших конфликтов и стрессовых ситуаций обусловленные неспособностью или нежеланием сторон вступать в межличностные отношения.
19.2. причины стрессов 19.4. Борьба со стрессом