10.2.1. Общий подход к анализу доходов

Какими важными для банка не были бы цели и приоритеты, реализуемые в процессах комплексного управления активами и пассивами, банк является предпринимательской структурой, поэтому его главная цель - получение дохода и прибыльность дияльности.
Доходы коммерческого банка - это рост экономических выгод в течение анализируемого периода, в результате реализации банковского продукта и другой деятельности банка в виде увеличения активов или уменьшения обязательств.
Проводя анализ доходов, необходимо:
- Изучить динамику и структуру доходов по направлениям и постатейно;
- Оценить выполнение финансового плана по доходам;
- Оценить уровень доходов на одну гривню, размещенных в активы средств;
- Осуществить факторный анализ и выявить резервы увеличения доходности банка;
- Обеспечить эффективное управление доходом с целью роста прибыльности банковской дияльности.
Банковские доходы могут быть диверсифицированными по следующим признакам:
• за порядком получения (процентные, непроцентные т.п.);
• по источникам получения (предпринимательские структуры, население, биржи);
• по частоте получения (стандартные, неопределенные)
• по гарантии получения (наличные, счета, ценные бумаги, материальные объекты)
• по срокам получения (инвестиционный часовой эффект). Процентные доходы (разделены на процентные доходы по гривневими
Кредитам и процентные доходы по валютным кредитам или проценты по займам, по депозитам в банках, по лизингу клиентам, за портфелем долговых ценных бумаг) могут быть оптимизированы в пределах конкурентных, ресурсных, социальных и других внешних ограничений, а также ограничений по качеству (доля просроченных кредитов не может превышать 2-5% в структуре доходов банка).
Непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по паевым ценным бумагам и доходы от совместной деятельности) в отдельных случаях могут быть значительно повышены, так как их доходность лишь как исключение является целью инвестиций. Значительно чаще предусматривается согласование с другой целью, что обусловливает некоторое снижение доходности относительно расходов на управление, информацию, диверсификацию тощо.
Непроцентные комиссионные доходы (оплата за открытие и ведение счетов, комиссии по лизингу, факторингу, агентские доходы за трастами и т.п.) является по сути возмездной, т.е. должны соответствовать затратам и качества операции, а их чрезмерный рост означает потерю качества банковского управления и имиджа банку.Module . Непроцентные торговые доходы (купля-продажа валюты, ценных бумаг и других финансовых инструментов - фьючерсов, опционов, валютный дилинг и арбитраж), сформированные краткосрочными колебаниями котировок активов, является следствием традиционных банковских операций, а банковских сделок, не очень характерных и слишком рискованных для банков. Поэтому удельный вес таких доходов в структуре доходов банка резко ограничено вследствие их нестабильности. Соответственно их максимизация не передбачаеться.
Непроцентные «интеллектуальные» доходы от оплаты услуг (консультации, посреднические услуги, гарантии, поручительства) и доходы от уплаты или аренды нематериальных активов (методики и методические разработки, ноу-хау, программное обеспечение и т.п.), разработанных или приобретенных банком, отличаются высочайшим качеством, характеризуют банковский менеджмент как высокопрофессиональный и компетентный. В случае единичных инвестиций и относительно незначительных операционных расходов эти доходы могут быть стабильными и гарантированными. Только в единичных случаях целевая функция управления доходностью предусматривает возможную максимизацию таких доходив.
Напротив, доходы, полученные банком от финансовых санкций (штрафы, пени и т.п.), применены к проблемным заемщикам и нарушителей условий соглашений с точки зрения управления доходами банка, крайне негативные и должны быть минимизированы. Они только ухудшают сложное финансовое состояние проблемных заемщиков, затрудняя выполнение ими своих обязательств, поэтому только частично возмещают убытки банков, часто способствуют росту убытков, так как снижают имидж банка и нарушают партнерские видносини.
Другие доходы, например возврат утраченного кредита в случае санации проблемного заемщика и «очищение» его долгов и обязательств для восстановления имиджа, является лишь частичным возмещением убытков банка и должны быть минимизовани.
Итак, целевая установка на максимальное увеличение доходов банка вредна при переходе к случайным доходов, от стандартных до неопределенных, от материальных объектов к готивки.
Несмотря на важность прироста количественных показателей, для управления доходностью коммерческого банка большое значение имеют качественные параметры доходов, что обязательно должно быть учтено время наработки приоритетов управленческих решений по прибыльности банка. С точки зрения их качества доходы делятся на:
• адекватные - высокие качества, которые получают от основных видов банковской деятельности (бывают процентные и непроце-нтни, ссудные, комиссионно-посреднические и торговые; ресурсо и интелектуаломистки т.п.);
• случайные - ниже качеством, из которых выделяют чрезвычайные доходы (возврат «плохого», утраченного кредита), спекулятивные доходы от валютного арбитража и краткосрочных операций с ценными бумагами, начисленные штрафы, пени и другие финансовые санкции, реализация имущества (ремонт, активы);
• авантюрные - низкие по качеству или практически некачественные доходы, полученные банком в случае нарушения договорных паритетов, неадекватной системы оплаты комиссионных расходов (в процентах от суммы платежа) нарушение соотношения «риск - классификация - резервы» тощо.
Сочетание количественных и качественных характеристик доходов - одна из целей управления ими.
10.2. анализ доходов 10.2.2. Анализ объемов , динамики и структуры доходов банка