11.4.3. Анализ прибыльности отдельных банковских продуктов , клиентов , рынков

Анализ доходов в разрезе отдельных банковских продуктов, отдельных клиентов и рынков дает возможность руководству банка правильно сформировать стратегию развития и сконцентрировать ресурсы на прибыльных направлениях дияльности.
Наиболее методологически сложной частью анализа прибыли банковских продуктов является определение их себестоимости. Если современный учет в банках дает возможность рассчитать доходы и прямые расходы, связанные с банковскими продуктами, то косвенные расходы, прежде обще-административные, приходящихся на отдельные банковские продукты, определить достаточно сложно. Лишь после их расчета (зачастую они распределяются пропорционально удельному весу прямых затрат на продукт в общей сумме прямых расходов банка или доходов в общей сумме доходов) можно рассчитать прибыль (или убыток) от конкретного банковского продукту.
Если распределить обще-административные расходы пропорционально чистому доходу от «процентных», комиссионных, прочих операционных продуктов в сумме чистых доходов банка, то доходность данных видов деятельности четырех групп банков за 2001 г. будет такой (табл. 11.12).
Таблица 11.12
Анализ эффективности различных видов деятельности в разрезе групп банков за 2001 г. свидетельствует, что наиболее эффективными оказались «Другие виды», которые охватывают торговые операции, другие банковские и небанковские операционные доходы, дивидендный доход, возвращение списанных активов, предусмотрены доходы. Однако в значительной степени такой уровень эффективности обусловлен небольшим объемом данных операций и невозможностью выделить прямые затраты на их возвращение. Комиссионные операции имеют высокую эффективность, чем кредитные, что обусловлено достаточно высоким уровнем процентных расходов относительно комиссионных. В случае более детального распределения затрат на комиссионные услуги следует отнести более амортизационных расходов и расходов на персонал в связи с тем, что в их предоставлении задействовано больше персонала и основных засобив.

При этом следует учесть дополнительный эффект, который может появиться при предоставлении других услуг: дополнительные доходы от «кросс-продажи» других услуг, уменьшение расходов на другие услуги (например, банкоматы уменьшают потребности банка в машинах для пересчета банкнот).
С точки зрения прибыльности банк подразделяет свои продукты на три основные группы:
• «звездные», есть перспективные. К таким продуктам большинство банков относит пластиковые технологии;
• «прибыльные» - те, что приносят значительные текущие доходы (например, кредитные операции, осуществления расчетов клиентов)
• «убыточные» - те, которые дают текущие убытки, или могут быть убыточными ближайшее время. В отдельных случаях банк может нести убытки на отдельных продуктах, если они содержат важную клиентуру и дают возможность «кросс-продажи» других, прибыльных, продуктив.
Анализ прибыльности обслуживания клиентов дает возможность определить ее за особо важными для банка клиентами, подобрать для них необходимые и одновременно прибыльны для банка продукты. Если все клиенты приносят для банка примерно одинаковы прибыли, то банку следует развивать стратегию «массового» их обслуживания. Если большую массу прибыли дают отдельные клиенты, то необходимо развивать индивидуальные подходы к их обслуговування.
Прибыль от обслуживания клиента рассчитывается по той же схеме, что и от предоставления банковского продукта. Специфика расчета заключается в том, что в состав доходов от обслуживания клиента следует включить дополнительные чистые доходы, которые рассчитываются как разница между доходом, который может получить банк от использования ресурсов, созданных клиентом, уплаченных ему процентов за пользование остатками его средств:
Дчд = Вк • 3 - Вс,
где Дчд - дополнительный чистый доход от пользование остатками средств на счетах клиента;
Вк - средняя процентная ставка по активным операциям в валюте (валютах), в которой клиент держит средства (проценты / 100);
С - среднесуточный остаток средств на счете (ах) клиента в соответствующей валюте, грн;
Вс - уплаченные клиенту проценты за пользование его средствами за соответствующий период, грн.
С целью анализа состояния доходности обслуживания клиентов формируется матрица доходов «продукты-клиенты» (табл. 11.13).
Таблица 11.13
МАТРИЦА ПРИБЫЛИ «ПРИБЫЛИ-клиенты» (пример условный), игры
С помощью такой матрицы (табл. 11.13) можно определить, какие продукты пользуются наибольшим спросом среди соответствующих клиентов. Наибольшие прибыли в данном примере приносит клиент 1 и продукт 1. А клиент Н и продукт К убыточны. Банку необходимо провести дополнительный, функционально-стоимостной анализ причин их убыточности. Если клиент Н приносит убытки из группы продуктов, то, как правило, это означает, что он редко ими пользуется. Необходимо изучить его бизнес и предложить необходимые продукты и / или увеличить тарифы для этого клиента. Если продукт К убыточный из группы клиентов, то это может означать, что клиенты им редко пользуются (нет спроса или высокая стоимость) или слишком высокие затраты на его предоставление при низких тарифах.
Анализ доходов, полученных банком в различных регионах (например, в областях Украины), особенно актуален для банков с разветвленной сетью филиалов или для банков, развивающих стратегии захвата новых регионов. Для проведения такого анализа строится матрица «продукт-регион», которая может содержать данные по отделениях банка и клиентам, сгруппированных по отраслям в рамках региона (табл. 11.14).
Таблица 11.14
МАТРИЦА «РЕПОН-продукты» (пример условный), тыс. грн.

По результатам анализа данных табл * 11.14 можно сделать ряд висновкив.
1. Если значительное количество отделений банка в конкретном регионе имеет высокие доходы от предоставления соответствующего банковского продукта, то это означает, что данный продукт пользуется большим спросом среди его клиентов в данном регионе (продукт 1).
2. Если доходы высокие от конкретного продукта только в отдельном отделении банка в регионе, то это скорее всего свидетельствует о высоком уровне организации предоставления данных продуктов в соответствующем отделении, чем о высоком спросе на данный продукт среди клиентов в данном регионе (продукт 2, отделение НЕТ) .
3. Если отрасль (или другой сегмент клиентов) приносит убытки из группы продуктов различных отделений региона, то это может свидетельствовать о низком спросе данных клиентов на банковские продукты, например ухудшение деловой активности в данной сфере (область 1, регион 1).
4. Если продукт убыточный в разных отделениях, то необходимо провести анализ затрат, тарифов и спроса на данный продукт и определить способы увеличения его прибыльности или принять решение о его ликвидации (продукт К).
Комплексный анализ доходности различных сфер деятельности банка дает возможность его руководству определить «сильные» и «слабые» стороны его деятельности и разработать приоритеты своего развития. При этом очень важным является функционально-стоимостной анализ системы менеджмента банка и факторов внешней среды и особенно их прогнозного влияния на деятельность банка в будущем.
11.4.2. анализ рентабельности Тема 12. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА