23.1. суть лидерства

Для того, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно менеджеру уметь вести за собой подчиненных. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, новатора и просто человеческого существа, менеджер прежде проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководителя любого рангу.
Трудовой процесс протекает в социальных группах. В каждой конкретной группе действует индивид, к которому прислушиваются и присматриваются другие люди. Это лидер. Он влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическими каналами: а) по каналу авторитета (члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования тошо), б) по каналу харизматических свойств (человечность, вежливость, нравственность). В реальной жизни все это выливается в добровольное признание исключительности лидера, характеризуется в неуклонном следовании, копировании его действий и в целом его повединки.
Лидер - существенная звено социальной группы. Как только на свет появляется какая-то нсбудь человеческая общность, в ее структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и сферы деятельности, складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и'' формальные ", и" неформальные "лидеры. Первые получают полномочия управлять людьми из рук вишои инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Настоящим лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто находит у людей всеобщее признание . Окружающие воспринимают такого лидера по четырем моделям:
"Один из нас". Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему и приятное, и неприемне.
"Лучший из нас". Подразумевается, что лидер - это пример для всей группы как человека и профессионала. В связи с этим поведение лидера становится предметом наслидування.
"Воплощение добродетелей". Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм мораии. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их видстоювати.
"Оправдание наших ожиданий". Люди надеются на постоянство по-поведенческими действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса повединки.
Люди хотят, чтобы их лидер не был только и не столько профессионалом технократического толка, ориентированным исключительно на процесс производства, а прежде руководителем с человеческим лицом, обладающим всеми гаммами психических переживаний. В его деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. В этом и заключается истинная суть лидерства. Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таким может быть человек, обладающий вполне определенными качествами:
а) честность - полная ясность по поводу соблюдение норм загальнолюдсь
кой морали. Ответ на вопрос - "Пошел бы ты с этим человеком в роз
Откуда? "- должна быть положительной;
б) интеллект - скорость, гибкость и прогнозируемость ума; стойка ува
га, умение владеть языком; любознательность;
в) способность понимать людей - умение понять поведение спиврозмов
ника, способность видеть в человеке личность, стремление обогатить людину
духовно;
г) устойчивость взглядов - адекватная реакция на ситуацию, контроль над
эмоциями; постоянство действий;
г) уверенность в себе - стремление брать на себя ответственность;
осведомленность о своих достоинствах и недостатки;
настойчивость в достижении цели;
д) скромность в быту - отсутствие устремленности к роскоши; рацио
нализм в обращении с вещами; склонность к самообслуживанию;
есть) эрудированность - широта и глубина познания в различных областях науки и техники ; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в сфере людинознавства.
Поскольку лидерство внутренне присущее групповой деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловлены. Хотят организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер.
Он необходим группе как символ единения, как отец-наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого фактора так же неизбежна , как неизбежный факт, что заднем приходитьнич. Однако какой в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы?
Естественно, он может быть положительным или отрицательным. В последнем случае деятельность лидера будет не желанной. Отсюда, теоретики и практики менеджмента давно пришли к выводу, что процессом лидерства нужно управлять. Сама процедура управления достаточно проста:
а) учет психологических закономерностей функционирования со
циальной группы (спонтанный проявление групповых реакций, реализация внутриш
варительно-групповых целей, функционирования неформального лидера) Module . б) учет предложенных группе целей производства;
в) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (организация
рабочей группы с чертами неформальной, переплетение внутренних и
внешних целей; осуществления менеджером функций неформального лидера).
Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль) через призму неформ
Глава 23. ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ 23.2. История развития лидерства