7.5. Причины успеха и краха организаций

Пример. В 1971 г. американская компания «Нэшнл кэш ре-джистер» («НКР») поразила своих рабочих, менеджеров, инвесторов, заявив, что недавно сконструированные кассовые аппараты продать невозможно и они будут списаны. В последующие месяцы были уволены тысячи рабочих и главный управляющий. В чем было дело? Электромеханические кассовые аппараты не могли конкурировать с новыми, более экономичными и удобными в обращении электронными кассовыми аппаратами, первые образцы которых в 1971 г. выпустила небольшая компания «ДТС». В результате доля электромеханических кассовых аппаратов на соответствующем рынке снизилась с 90% в 1972 г. до 10% в 1976 г. [144]. По аналогичным причинам в США из 500 крупных фирм, действовавших в 1900 г., в 1970 г. осталось 70. С фирм, входивших в 1917 г. до 100 крупнейших в 1970 г. осталось 43, в т. ч. было вполне ликвидировано 28 фирм. Остальные - поглощены другими. К 1910 г. только в США насчитывалось примерно 200 автомобильных компаний. В 30-е годы их было уже около 20, а к 1960 г. осталось всего 4 [33]. Причины подобных катастроф кроются в предпосылках, лежащих в основе важнейших решений, принимаемых компаниями в области НИОКР. Нововведения неизбежны и должны быть своевременно приняты организацией. Нововведения, в основе которых лежат новые знания, сами вызывают перерыва и нацелены на создание новых потребностей. Особенность ситуации заключается в том, что невозможно предугадать, будет ли потенциальный пользователь восприимчивым к тому или иному нововведения. Руководители корпораций исходят из того, что нововведения связаны с риском, но отказ от них еще более рисковая. При этом поведение успешно функционирующих компаний базируется на понимании влияния конкуренции на корпоративную, научно-техническую политику. Чтобы осознать это влияние, необходимо иметь представление о действии технологического разрыва (см. рис. 1.9). На рис. 7.17 показана S-образная кривая, отражающая зависимость между затратами и результатами, полученными в результате разработки нововведения и вывода его на рынок. Сначала, когда средства вкладываются в исследования нововведения, успехи весьма скромны. Затем, когда к делу привлекаются ключевые для достижения успеха знания, реализованы в виде разработок, результаты улучшаются скачкообразно. По мере насыщения рынка и инвестирования в продукт или процесс дополнительных средств с целью их совершенствования, обеспечивать технический прогресс становится все труднее и дороже. Это определяет границу эффективного использования нововведения. Способность менеджера распознать границы используемых нововведений имеет решающее значение при определении успеха или неудач компании, потому что предел - надежная признак наступления момента, когда необходимо разрабатывать новую технологию. Итак, технологии, как и продукты, имеют пределы. Тех, кто не осознает идеи границ на S-образной кривой, изменения застают врасплох [344]. Как уже отмечалось, переход одной группы продуктов в другой называют технологическими разрывами. Возникает разрыв между S-no-подобного кривыми и начинает формироваться новая S-образная кривая, но на базе совершенно новых знаний.

Компании, научились преодолевать технологические разрывы, вкладывают деньги в фундаментальные исследования, чтобы победить в конкурентной борьбе. В случае изменения технологий лидеры в области поточной технологии редко остаются лидерами. Технологический разрыв может привести к тому, что лидер сохранит свои ведущие позиции на рынке, но его доля существенно сократится. Эволюционировали, от лидера к неудачнику не только компании, но и целые отрасли. Лидеры становятся неудачниками, так как потребители отдают предпочтение новым или улучшенным и нередко дешевле товарам, которые создаются благодаря новой технологии. Пример. Производство тары. Стеклянные бутылки, которые способствовали процветанию «Оуемс Иллинойс», были вытеснены железными банками «Американ кен», а также картонной упаковкой «Интернешнл пейнер». В производстве напитков железные банки были вытеснены алюминиевыми банками «Рейнолдз металз» и «Алкос». Стеклянные банки как тара уступили место пластмассовым бутылкам, которые были новым полем деятельности для «Истмен Кодак» и западногерманского химического концерна «Хехст». Пластмассовая тара вытесняет сейчас из употребления металлическую упаковку для замороженных продуктов. Компании осознали, что для быстрого продвижения продукции на рынок необходимо инвестировать фундаментальные исследования, лежащие в основе S-образной кривой. Многие фирмы подходят к разработке нововведений эмпирически. Они знают, что вещь работает, но не знают почему работает. Такие фирмы быстро выполняют проектно-конструкторские работы, а затем упираются в какую-то значительную проблему требует знаний в фундаментальной сфере, которыми они не обладают. В них отсутствует база для осознания технологических пределов, прогнозирования течения разработки и выявления проблем, возникающих при слишком быстрых темпов ее проведения. Компаниям приходится принимать решения в условиях, когда результативность и экономичность вступают в противоречие (расходы на разработку новой технологии намного превышают нынешние расходы), особенно при распределении ресурсов из процветающих подразделений. Принципиальная дилемма связана с тем, что защищать старое считается экономичным, чем искать новое крайней мере, пока конкуренты не возобладали, используя новый подход. Так появляются неудачники. Данные обследования, проведенного «МакКинси», свидетельствуют, что 80% средств, используемых на технические нужды расходуется на защиту изделий, ценность которых остается в прошлом [144]. Фирмы терпят неудач вследствие: принятие решение не осуществлять инвестиций в новую технологию; неправильного использования инвестиций; ошибок, связанных с культурными особенностями компаний, сильной приверженности традициям; медленных реакций на изменение покупательских предпочтений; концентрации внимания экономичности вместо результативности; отсутствия достаточно сильной научно -технической базы и финансовых ресурсов. Факторами успеха фирм являются: • осознание технологических пределов и проведение наблюдений за потенциальными изменениями потребительских вкусов и спроса; »дух новаторства, время начала выхода нового продукта на рынок своевременное инвестирование НИОКР; инновационная стратегия фирмы, подготовка специалистов в сфере выявления предельных этапов технологий на основе S-образной кривой; концентрация внимания фирмы на результативности вместо экономичности; кооперирования фирм в процессе разработки новых технологий и продуктов с технопарками, университетами, что способствует экономии времени и улучшению качества проектов; »сокращение времени административных процедур в процессе разработки и утверждения планов НИОКР.
7.4. Инновационный потенциал и его оценка 8. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ