8.1. Понятие и особенности инновационной стратегии
Стратегическое управление инновациями является составляющей инновационного менеджмента. Оно решает широкий спектр вопросов планирования и реализации инновационных проектов и программ, которые рассчитаны на качественные изменения в деятельности организации на рынке, производстве или социальной сфере предприятия (организации-).Понятие «стратегия» (греч. strategos - искусство побеждать) в современном понимании - это совокупность всех действий управленческого характера, направленных на укрепление позиций организации (предприятия, корпорации) и удовлетворения потребителей, которые способствуют достижению миссии и целей организации1.
Стратегия - это комплексный план, ориентирует организацию не на настоящее, а на перспективу. Целью стратегии является обеспечение не столько текущего успеха, сколько ускоренного постоянного развития организации в условиях конкуренции, лидерства на ринку.
Существует много определений управленческой стратегии. В обзоре, посвященном вопросам стратегии в научной литературе, Р. Смит "характеризует данную тему как« терминологическое минное поле ». Такие понятия, как стратегическое планирование, корпоративное планирование, корпоративная стратегия, стратегический менеджмент, стратегия бизнеса применяются очень широко и часто как синонимы. Однако некоторые ученые разделяют эти термини2.
Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации, который отличается от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации, для отрасли рынка, потребителей, страны в цилому.
Следует отметить, что любые стратегические шаги организации имеют инновационный характер, поскольку они так или иначе основываются на нововведениях в экономической, производственной, сбытовой или управленческой сферах. Например, одна из характерных для рыночного хозяйствования стратегий - продуктовая - направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта, т.е. базируется исключительно на инновациях. Это касается и других типов стратегий. Так, стратегия развития организации предусматривает обеспечение устойчивых темпов ее роста и функционирования в перспективе и основывается на использовании научно-технических достижений в области техники, организации, технологии, управлении, т.е. на комплексе инноваций.
Однако с целью планирования инновационных процессов целесообразно стратегии инноваций рассматривать отдельно. Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции, услуг. В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процес.
По своему содержанию инновационная стратегия учитывает основные базисные процессы в организации и в ее внешней среде, возможности роста инновационного потенциала организации.
Именно инновационные стратегии являются основой современного инновационного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей середовища.
Кризисная ситуация в инновационной сфере украинской экономики обусловлена прежде всего отсутствием инновационной стратегии в управление инновационной деятельностью. По мнению исследователей [148, 149], главной целью инновационной стратегии в нашей стране является предотвращение распада научно-инновационной сферы и создание предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических и технологических инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности, обеспечение структурно-технологической предпосылки как на уровне предприятий , так и экономики в цилому.
В основе разработки инновационной стратегии должны лежать стратегические управленческие решения, которые:
»Ориентированы на будущее и на постоянные изменения среды;
связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала;
характеризуются гибкостью, способностью адаптироваться к изменениям рыночных условий;
учитывают неконтролируемые организацией внешние чинники.
Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг, применение новых методов НИОКР, производства, маркетинга и управления, переход к новым организационных структур, применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько больших групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские, бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые , трудовые информационные, материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы управления). Это специальные инновационные стратегии.
Инновационные стратегии является одним из составляющих экономической стратегии и с этой стороны могут рассматриваться как набор правил, методов и средств поиска лучших перспективных для организации направлений развития научно-технических исследований, ресурсной политики для их реализации.
В основе разработки инновационной стратегии лежат следующие подходы:
определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач базисных стратегий фирмы;
сокращение количества уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование - производство - сбыт»;
максимальное сокращение сроков разработки инновационных проектов и внедрение нововведений, используя определенные принципы организации работы: параллельное и интегральное решения инновационных завдань.
Принятие инновационной стратегии осуществляется на высшем уровне руководства организацией и управления службой НИОКР. Высшее руководство устанавливает ориентиры для руководителей служб НИОКР, которые они используют для определения локальных целей и стратегий, принимают решение относительно объема, интенсивности работы, характера использования полученных результатов. Исходя из указанного, различают следующие группы стратегических решений:
o выделение ассигнования;
o фундаментальные исследования;
o оценка результатов;
o открытие;
o патенты;
o сферы и направления исследований;
o отчеты об исследованиях; »товарный знак.
На среднем уровне управленческой иерархии принимаются решения по определению конкретных целей НИОКР, сроков получения результатов исследований и разработок и их реализации с целью обеспечения быстрого выхода инноваций на ринок.
Ограниченные ресурсы и материально-техническая база должны использоваться таким образом, чтобы обеспечить максимальный рост стоимости капитала. Обычно это связано с выбором определенной линии поведения из некоторого количества альтернатив. Для того чтобы в условиях неопределенности выбрать ее оптимальный вариант, необходимо иметь комплекс правил для принятия инновационных решений, максиме-зывают или минимизируют ожидаемые результаты, а также учитывать инфраструктурное обеспечение инновационной стратегии.
И. Ансофф [3] выделяет четыре группы правил, определяющих направления действий при определении инновационной стратегии:
правила, которые используются для оценки деятельности фирмы теперь и в будущем
правила, по которым складываются отношения фирмы с ее окружением. Они определяют, какие виды продукции и технологии фирма разрабатывать, каким образом достигать преимуществ над конкурентами. Эти правила называются продуктово-рыночными стратегиями;
правила, согласно которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы;
правила, по которым фирма ведет оперативную дияльнисть.
На рис. 8.1 показано инфраструктурное обеспечение инновационной стратегии.
Инфраструктура является важным фактором, обеспечивающим разработку стратегии и ее логическое завершение. Если не хватает ресурсов, квалификации менеджеров, соответствующей организационной структуры, инновационная стратегия не может быть реализована.
Как свидетельствуют теория и практика, инновационные стратегии через свои особенности есть, с одной стороны, эффективным управленческим инструментом, а с другой - создают ряд проблем в управлении организацией. Инновационные стратегии:
• ускоряют постоянное развитие организации в условиях рынка;
o обеспечивают преимущества в конкуренции на основе лидерства в технологии, качества продукции, услуг;
o определяют позицию на рынке, набор основных товарных линий;
o способствуют лидерству в ценах;
o создают основу для общественного признания фирмы (организации).
o Кроме того, инновационные стратегии создают для проектного, корпоративного, инновационного управления сложные условия, среди них, в частности:
• повышенный уровень неопределенности конечных результатов за
o сроками, затратами, качеством и эффективностью, что требует роз
o развития такой специфической функции, как управление инновацийними
o рисками
повышение инвестиционных рисков проектов и особенно долгосрочных, что требует поиска более рисковых инверторов;
увеличение потока изменений в организации, реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки (реструктуризации) организации, поскольку изменение в системе любого элемента ведет к изменениям состояния всех инших.
Решение этих и других проблем требует от инновационного менеджмента сочетания интересов и согласованности решений стратегического, научно-технического, маркетингового, производственного направлений, обеспечит координацию и эффективность дий.
Общая схема стратегического управления инновациями как составляющей инновационного менеджмента показана на рис. 8.2.
Реальная практика разработки инновационных стратегий сложная, ибо по сути любые стратегические меры, которые проводят предприятия, как уже отмечалось, имеют инновационный характер, ведь они до некоторой степени основываются на нововведениях. Управление инновациями затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты стратегического развития предприятия и, таким образом, реализует свою функцию через подсистемы общего стратегического управления.
8. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ | 8.2. Типы инновационных стратегий |