31.1. Психологический портрет менеджера

Все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу в нашей стране социальные и экономические процессы, порождающие новый слой людей, профессионально занимающихся предпринимательской и управленческой дияльнистю.
Эффективность управления начинается с малого - умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, своевременно и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и красиво жити.
Менеджер - человек, который профессионально осуществляет функцию управления в рыночной системе отношений. Менеджер должен понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность по уровням управления, знать экономику и маркетинг, информационная технология, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом в работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных ситуациях, которые часто изменяются, четко и доходчиво формулировать свои думки.
Менеджер должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура включает три необходимых элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться с людьми и регулировать свою повединку.
Проверено, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей работать, а также от их взаимоотношений и-умение союз. Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Менеджеру и руководителю любого уровня нужна практическая психология и умение использовать знания различных психологических дисциплин в своей практической деятельности и различных жизненных ситуациях.
Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, человек должен прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу сочетать с практикой) должен стать внутренней потребностью каждого людини.
Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в разных странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие должности, можно сделать полезные обобщения о изменчивость содержания работы руководителя. Эти обобщения позволяют предположить те способности и умения, которые необходимы умелом менеджеру сейчас и в майбутньому.
Проведенные исследования дают возможность выделить одиннадцать важнейших качеств менеджера, влияющие на управленческую деятельность:
Способность эффективно управлять собой и своим часом.
Способность прояснить свои личные цинности.
Определение цели выполняемой и собственных цилей.
Постоянный рост и розвиток.
Способность быстро и эффективно решать проблеми.
Изобретательность и способность гибко реагировать на изменения ситуации.
Влияние на окружающих, не применяя прямые накази.
Использование новых современных управленческих прийомив.
Умелое использование людских ресурсив.

Умение помочь другим в быстром изучении новых методов и овладение навыками роботи.
Умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в роботи.
Это обобщенные способности и качества, которыми должен обладать менеджер. Но если подробно рассматривать этот вопрос, то качества и качества руководителя, преуспевающим, можно разделить на психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальни.
Психологические якости
Стремление быть лидером, способность к керивництва.
Сильные волевые якости.
Готовность к разумному ризику.
Стремление к успеху, честолюбство.
Способность к доминированию в экстремальных умовах.
Самодостаточность особистости.
Комбинаторно-прогностический тип мышления (вариативность, темп, гибкость, интуитивность, логичность, прогнозируемость).

Стойкость против стресу.
Адаптивность, т.е. быстрая приспособляемость к новым умов.
Интеллектуальные якости
Стремление к постоянному самовдосконалення.
Склонность к восприятию новых идей и достижений, способность отличить их от илюзорних.
Панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкошив управления).
Искусство быстро обрабатывать, ранжировать информацию и на этой основе принимать ришення.
Способность к самоанализу.
Умение понимать, принимать и использовать с пользой для дела мысли, противоположные власний.
Психологическая освита.
Профессиональные якости
Умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресу.
Глубокие знания особенностей функционирования рыночной економики.
Склонность и способность находить резервы человеческого фактора в пидприемництви.
Умение поощрять персонал за хорошую работу и справедливо критикувати.
Искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в тех условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели нечеткие или сумнивни.
Умение эффективно и рационально распределять задачи и выделять на них оптимальный час.
Деловитость, постоянное проявление инициативы, пидприемливисть.
Социальные риси
Умение учитывать политические последствия ришень.
Склонность руководствоваться принципами социальной справедливости.
Умение устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
Тактичность и вежливость, преобладание демократичности в отношениях с людьми.
Умение оставаться целым между "молотом" и "наковальней" (давлением с горы и сопротивлением снизу).
Умение брать на себя видповидальнисть.
Безоговорочное выполнение правил, принятых организациею.
Умение поощрять персонал к откровенности и групповых дискусий.
Чтобы неуспешно или неэффективно управлять, иногда достаточно одной или нескольких пороков руководителя. И потому этот перечень значительно короче:
Мания величия, иллюзорная вера в свою непогрешимость, в то, что ты исключительное право распоряжаться судьбами других людей.
Чрезмерная подозрительность, ошибочная убежденность в том, что когда ты "мошенник", то все вокруг похожи на тебе.
Амбициозность и, исходя из этого, превосходство, непривлекательность в отношениях с оточуючими.
Незнание потребностей и интересов своих пидлеглих.
Неумение стимулировать за хорошую работу и наказывать за недобросовисну.
Неумение или нежелание откровенничать и приветливыми со своими пидлеглими.
Неуверенность в способностях своих пидлеглих.
Управление работой непосредственно, вместо того, чтобы правильно распределить ее между пидлеглими.
Содержание всех ветвей управления в одних руках, принятие решения за подчиненных и тем самым сдерживания их инициативи.

Неуверенность в профессиональных качествах своих подчиненных, выполнение за них ответственной роботи.
Исполнения, в первую очередь, знакомой и приятной роботи.
Неумение разрабатывать стратегию и тактику деятельности, планировать работу и предусматривать наслидки.
Очень важным моментом для руководителя в управленческий деятельности является то, чтобы он в своей фирме был лидером. Лидеры - это те люди, которые делают правильные вещи. Руководители же делают вещи правильно. Разница большая. Когда Вы думаете о правильных вещах, Вы думаете о будущем, о стратегии цели, можете даже помечтать. Но когда Вы обдумываете, как сделать то или иное правильно, Вы думаете о контроле. Вы думаете, как это сделать. Лидеры не тяготятся такими вопросами как, ЧТО и ЗАЧЕМ?
По Бенисом характер лидера состоит из:
Лидер = компетентность амбициозность цилиснисть
У лидера определяют пять характеристик:
Бизнес-освиченисть.
Концептуальные способности (творческий, изобретательный интеллект).
Предварительный досвид.
Качество суждения (принятия быстрых и правильных решений при недостаточной информации).
Умение работать с людьми (способность увлекать людей, повести за собой и дать им раскрыться; мужество подобрать людей, которые не пидлакують, а выражают при необходимости собственное, пусть даже противоположное мнение).
Главным призванием лидеров в последующие годы будет высвобождение интеллектуальной энергии своих сотрудников. Лидеры должны создать в своих
организациях такую атмосферу, чтобы люди фонтанировали в ней идеями, инновациями, интересными теориями. Если раньше четко отлаженную организационную структуру часто сравнивали с симфоническим оркестром, что подчиняется каждом взмахе руки талантливого дирижера, то сегодня куда более целесообразно сопоставление с джаз-бандой. Чем больше импровизации, тем краще.
Профессор Бенис дает краткий курс советов, как стать настоящим лидером: - Будьте самим собой. Определите, что Вам лучше всего удается. Окружите себя профессионалами и обращайтесь с ними так, как бы хотели, чтобы обращались с Вами. Будьте не диктатором, а дирижером. Определитесь с одной-двумя главными целями. Посоветуйтесь с сотрудниками, как лучше всего добиться намеченного. Похвалите их за це.
Чтобы воспитать в себе черты и качества, которые влияют на эффективную управленческую работу, менеджеру постоянно и систематически нужно работать над собой. Этому будет способствовать разработка личного плана развития. Личный план развития должен быть конкретным и реалистичным, он должен мобилизовать все Ваши способности и требовать от Вас полной отдачи. Несколько основных правил, проверенных на практике, помогут Вам в разработке такого плана:
Поставьте перед собой четкую задачу. Люди иногда терпят неудачу, потому что слабо представляют свою цель, к которой стремятся. Постарайтесь по мысли представить себе конечный результат, которого требуется достичь, и запишите его можно детальнише.
Определите, по каким признакам Вы будете судить об успехе. Задачи становятся более полезными, если их можно измерить. Человеку, который стремится похудеть, часто помогает график, висящий на стене и показывает изменения веса. Тот же принцип применяется и для совершенствования деловых качеств людини.
Будьте довольны скромным прогрессом. Часто говорят, что большой дуб растет с малого желудя. Импульсивный человек, который хочет изменить себя в мгновение ока, редко достигает цього.
Рискуйте в незнакомых ситуациях. Часто нужно выбирать между риском и возвращением в безопасности. В то же время неопределенность новой ситуации является негативным фактором и тормозит прогрес.
Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном итоге, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход Вашего собственного життя.
Ваша изменение может вызвать беспокойство окружающих: повышение личной эффективности приводит к успехам и рост Вашей компетентности, может вызвать зависть или враждебность оточуючих.
Не теряйте возможностей. Пока Вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Можно улучшить отношения с окружающими, создать коллективы, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознавать и использовать возможности отличает людей, работающих над собою.
Будьте готовы учиться у других. У людей, которые Вас окружают, можно многому научиться. их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или невдач.
Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если Вы ошибаетесь в чем-то, будьте готовы признать это. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратная связь с практикой, учитесь на них.
Разберитесь в политической деятельности Вашей организации. В деятельности каждой организации есть политические аспекты и нужно уметь предвидеть последствия цього.
Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах. Устойчивые взгляды, убеждения и предрассудки можно изменить, только кликнув вынести на открытое обсуждение и откровенно проанализировать. Выделите людей, с которыми Вам трудно общаться, - их мнения, расходящиеся с Вашими, могут оказаться особенно стимулюючими.
Приносите пользу организации, где работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это соглашение, с которого каждая сторона пытается получить как можно большую выгоду. Если вы не приносите заметной пользы, то глупо рассчитывать, что Вам предоставят большие можливости.
Определяйте реальные сроки. Совершенствование деловых качеств происходит непрерывно. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков виконання.
Слова не должны расходиться с делом. О Вашей компетентность люди будут судить не по словам, а по справами.
Получайте удовольствие от своего развития. Обучение проходит успешнее всего, когда можно получить удовольствие. Наиболее продуктивный для обучения такой климат, который заставляет преодолевать настоящие препятствия и дает шансы на успех.
Раздел 31. ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 31.2. создание имиджа