1.1. сущность маркетинга

Термин "маркетинг" появился в экономической американской литературе в конце XIX - начале XX века и означал "рыночная деятельность". Тогда маркетинг отождествляли со сбытом товаров, рынок которых был недостаточно насыщен, и все маркетинговые мероприятия ограничивались в основном деятельностью в сфере распределения товаров. По мере насыщения рынка предприятия были вынуждены значительно расширять сферу рыночной деятельности, в связи с чем сущность маркетинга изменилась. Расширились того географические границы - Япония, Западная Европа, а в последние годы и постсоветские краини.
Изучая процесс зарождения и развития маркетинга, надо знать, его отдельные элементы и подходы, которые были известны в разных странах гораздо раньше, чем в США.
Заслуга определения маркетинга как ведущей функции предприятий создание целевой группы потребителей - как специфической работы менеджер принадлежит Мак-Кормика (1809-1884 pp.) С Международной компании уборочных машин. Механик по образованию, он ввел в практику деятельности компании маркетинговые исследования, концепцию создания целевого рынка фирмы, ценовую политику, сервисное обслуговування.
Прежде комплексное определение маркетинга также принадлежит американцам Р. Батлерута А. Шоу. В книге «Продажа и методы торговли» (Нью-Йорк, 1911) они назвали маркетинг комбинацией факторов, которые необходимо учитывать, организуя работы, имеющие характер продажи, или деятельность, способствует продажу.
П. Черрингтон 1928 Определил маркетинг как науку, которая связана с распределением товаров на пути от производителя к потребителю. Эти первые «попытки пера» уже достаточно четко определяли суть и идею маркетинга тех часив.
Сейчас известно много определений маркетинга, каждое из них указывает на суть того или иного его разновидности. Объединяет все эти определения концептуальное понимание маркетинга. Согласно ему маркетинг - это интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль фирмы, философия бизнеса в условиях конкуренции.
Маркетинг - это анализ, планирование, реализация и контроль за воплощением «смеси» маркетинговых решений относительно продукта фирмы, его цены, системы продвижения и распределения, а также надежд и ожиданий фирмы, т.е. это ключ к достижению целей и задач, стоящих перед фирмой, которая стремится завоевать целевой ринок.
Маркетинг ориентируется на «создание» довольных потребителей как на необходимую предпосылку получения прибыли и победы в конкурентной борьбе. Тогда как другие подразделения и функции фирмы ориентировано на ее внутренние потребности и проблемы, маркетинг ориентирован наружу - на потребителей, перспективы, конкурентов, расширение сферы деятельности. Итак, маркетинг - это:
Стиль мышления предпринимателя, исходит из признания приоритетности потребителя;
Управление фирмой через рынок (а не через производство), где главными субъектами являются потребители, пользователи, покупатели (клиенты)
Понимание рынка, что обеспечивается системой маркетинговых исследований как собственно рыночных условий, так и возможностей фирм11 претендовать на свой «кусок пирога»;
Творческое использование ресурсов и возможностей фирмы для достижения соответствия между имеющимися потребностями рынка и ее собственными целями;
Активная наступательная деятельность предпринимателя из проникновения на рынок, расширения сферы своего влияния, формирования запросов и спроса потребителей,
Интегрированная и четко спланированная, рассчитанная как на ближайшее время, так и на длительную перспективу система действий предпринимателя.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ 1.2. Эволюция концепций маркетинга