1.3. Основные категории маркетинга

РЫНОК - это сфера взаимоотношений между потребителями и производителями, в которой в процессе обмена товарами через колебания рыночных цен осуществляется согласование и реализация их экономических интересив.
МАРКЕТИНГ - деятельность, направленная на создание спроса и достижения целей предприятия через максимальное удовлетворение потребностей споживачив.
Ключевым понятием маркетинговой деятельности являются потребности потребителей. Именно потребности становятся толчком для создания товаров и реализации их на рынке (рис. 7):
Ключевым понятием маркетинговой деятельности являются потребности потребителей, декрет успеха фирмы на рынке заключается в умении наилучшим образом их задовольнити.
ПОТРЕБНОСТЬ - ощущение человеком в соответствии с его культурным развитием и личностью нехватки чего-либо необхидного.
СПРОС - это желание с учетом имеющейся покупательной способности, т.е. обеспечена деньгами потребность в товарах или услугах, реализуемых на ринку.
ТОВАР - вещь, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку и целью привлечения внимания, приобретения, использования и споживання.
РЫНОК - совокупность покупателей и продавцов, способных купить, и заинтересованных в продаже товаров и склонных к обмину.
МОТИВАЦИЯ - это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают личность достичь определенные цели. При этом потребность выступает мотивом действий. В зависимости от степени удовлетворенности (недовольство, частичное удовлетворение, полное удовлетворение) мотивационный процесс продолжается и на новом витке, формируя другую, актуальные потребности. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности его инициируют, потому что они находятся в сложной динамической взаемодии.
РЫНОК ПРОДАВЦА - такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными "деятелями рынка" вынуждены быть покупци.
РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и самыми активными на рынке должны быть продавци.
Рынок покупателя является внедрением в практику ведущей идеи концепции маркетинга: надежной гарантией рыночного успеха предприятия является «значение неудовлетворенных потребностей и желаний определенной группы потребителей и удовлетворение этих потребностей более эффективными, чем у конкурентов, методами.
Комплекс маркетинга - это совокупность маркетинговых средств (товар, цена, распределение, продвижение), определенная структура которых обеспечивает достижение поставленной цели и решения маркетинговых задач. Товар - ключевой элемент комплекса маркетинга, составляющими которого являются характеристики товара, сервис, торговая марка, ассортимент. Определение цены является одним из актуальных маркетинговых задач и требует досконального изучения рынка, спроса на товар, расходов, цен конкурентов и установления идеальной цены. Главной задачей политики распределения является выбор оптимальной модели доставки продуктов от производителя к потребителю, их реализация и послепродажное обслуживание. Продвижение товара на рынок предполагает использование эффективных коммуникационных средств для тесного контакта с покупателями. С конца 50-х годов систему средств маркетинга называют "маркетинговой смесью" (marketing-mix). С конца 70-х годов все возможные элементы этой смеси были объединены в четыре группы (концепция "4Р"): product - товар, place - место распределения, promotion - продвижение, коммуникации, price - цина.
Сейчас эту концепцию дополнен еще тремя "Р": people - персонал фирмы, personal selling - персональная продажа, package - упаковка.
Для обеспечения функционирования предприятий на принципах маркетинга необходимо прежде всего создать службу маркетинга. Учитывая размеры предприятия, специфику его товаров и рынков организационная структура службы маркетинга может быть разная: функциональная, товарная, региональная, рыночная, смешанная.
1.2. Эволюция концепций маркетинга ТЕМА 2. СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА