Предисловие

Одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм на современном этапе является управленческая деятельность. Менеджмент предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Именно этим он и отличается от обычного управлиння.
Особенностями современной экономической мысли является:
нацеленность на обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях дефицита ресурсов;
преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами;
достижение высоких конечных результатов при как можно меньших затратах;
ускорения перехода к интенсивному развитию производства;
подъема научно-технического прогресу.
Экономической реформой предусмотрены
изменение формы собственности;
распределение прибыли (дохода) предприятия;
выход на внешние рынки;
право предприятия на хозяйственную самостоятельность, распоряжение результатами труда, в частности относительно определения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Экономическая реформа создает также соответствующие экономические условия, побуждает к необходимости применять в деятельности фирм менеджмент.
Еще недавно большинство людей знало о менеджменте лишь поверхностно. Отсутствие рыночных условиях приводила к тому, что менеджмент становился ненужным, а подготовку людей, которые разбирались в нем, считали лишним розкишшю.
Каждый специалист, где и кем бы он ни работал (предпринимателем, чиновником, педагогом), должен обладать основами менеджмента, тем более в новых условиях хозяйствования. Система подготовки и переподготовки предпринимателей и хозяйственных руководителей должна быть такой, чтобы специалистам, що
учатся, были созданы условия для активного овладения знаниями экономического механизма менеджменту.
Рыночная экономика ставит значительно более высокие требования к квалификации руководителей и специалистов, чем плановая. Поэтому основной задачей менеджмента является создание такой организационной культуры, творческого климата, стимулирующих работников к творческому мислення.
Важнейшая составляющая успеха - непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных и компетентных в решении экономических, социальных и технологических вопросов. В этих руководителей должна быть развита высокая ответственность за результаты деятельности фирми.
Сейчас в фирмах происходит совершенствование управленческой деятельности. Причины этого прежде осложнением проблемы сбыта продукции, а также ускоренным научно-техническим прогрессом. Логика развития экономической мысли, а также объективные условия обусловили новые подходы к технологии и организации менеджменту.
Особое значение современный менеджмент, его теория и практика приобретают сегодня в связи с переходом экономики страны к рынку, что приводит изучение форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - производственного отделения (предприятия).
Для подготовки будущих специалистов необходима соответствующая учебная литература.
В последние годы, в связи с ростом интереса к проблемам управления в условиях рынка, появилось значительное количество учебной литературы по менеджменту, в частности зарубижного.
Однако внедрение теоретических разработок и опыта зарубежных фирм без учета особенностей отечественной экономики, социально-политических особенностей страны, менталитета населения может повредить реформированию экономики. Не случайно в мире существуют три направления в менеджменте - американский, западноевропейский, азиатский. Каждое направление имеет общие черты и национальные особливости.
Глубокое изучение и знание теории и практики менеджмента обусловлено широким выходом отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки. Современные специалисты должны обязательно знать проблемы теории и практики менеджмента, поскольку без таких знаний невозможно эффективно работать в области управления производством, а также внешнеэкономическими связями на уровне предприятий (объединений). Поэтому на первый план преподавания экономических дисциплин все чаще выступает именно менеджмент.
Однозначная логика преподавания менеджмента весьма проблематична, поскольку менеджмент - дисциплина комплексная. Поэтому за основу был взят логику курса, который в течение определенного времени читают студентам, слушателям бизнес-курсов и группам повышения квалификации.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА