2.1. Характерные особенности менеджмента
Эффективное использование кадрового потенциала при однократном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника, обеспечение прибыльности или доходности деятельности фирмы через рациональную организацию производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-экономической базы - конечная цель менеджмента. Эффективность производственно-сбытовой деятельности фирмы, достигается через минимизацию затрат (на материалы, оплату труда, энергию, сырье, финансирование), и одновременно максимизация доходов от результатов производства - выпуска продукции и оказания услуг свидетельствует о прибыльности фирми.Исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок, менеджмент призван создать условия для успешного функционирования фирмы. Поскольку прибыль и его накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке, прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего функционирования фирми.
Как известно, ситуация на рынке постоянно меняется. Происходят изменения в условиях и формах финансирования, условиях торговли на мировых товарных рынках, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или по стране в целом, в положении на рынке конкурентов, то есть присутствие риска ощущается постийно.
Постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только теперь, но и в перспективе - цель менеджмента при любых условиях. Для этого надо менеджерам предоставить определенную свободу и самостоятельность в хозяйственной деятельности с целью быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям, а также соответствующее количество денежных средств. Организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечения рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке - важнейшая задача менеджмента. Исходя из этого, в функции менеджмента относятся:
координация работы подразделений фирмы, постоянный контроль за эффективностью ее деятельности;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
обеспечение автоматизации производства, использования работников, стремящихся овладеть и овладевают высокой квалификацией;
стимулирование работы сотрудников фирмы путем установления для них высокой заработной платы, создание лучших условий праци.
Кроме того, следует также охарактеризовать и основные принципы менеджменту.
Основные аспекты и стадии развития менеджменту
Для менеджмента наиболее характерны социально-психологические, экономический, организационно-технический и правовой аспекти.
К социально-психологическим аспектам относят деятельность особой группы лиц по организации и руководства усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. К ним относится социальная функция, в которой отражается культура общества, его традиции, ценности, обычаи, а также система власти, с помощью которой регулируются отношения между руководителем и пидлеглими.
К экономическому аспекту относится управление процессом производства. В ходе этого процесса достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения цилей.
Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации, систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для их достижения, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения поставленных целей, мотивацию и вознаграждение людей, которые выполняют эту работу, рациональное проектирование, составления нужных ресурсив.
Правовой аспект отражает структуру государственных, экономических и политических институтов, политику, которую они осуществляют. Ведущими здесь является положение торгового права по вопросам создания фирм, промышленной, заключения контрактов, государственное регулирование бизнеса, которое требует антитрестовского законодательства, налоговую политику, торгово-политические средства тощо.
Зависимости от видов и последовательности осуществления менеджмент можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль.
Стратегическое управление включает выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, осуществляется под действием имеющихся факторов, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения итогов, прогнозируемых, установленной цили.
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеназванных мероприятий. Эту деятельность разделяют на организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов и управления как распорядительность (мотивацию) в условиях созданной структури.
Контроль отличается тем, что на этой стадии анализируются достигнутые результаты (обратная связь). Вместе контроль выступает и как исходный пункт нового цикла управления. Единство всех видов и стадий процесса управления как единство социально-психологического, экономического и организационно-технического аспектов и предполагает эффективную менеджмент.
Функции менеджера
В современном понимании понятия "менеджер" означает "руководитель". Это человек, занимающий постоянную должность, наделенный полномочиями по принятию решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Принятые менеджером решения должны быть обоснованными. Они производятся на основе использования новейших методов управления - многовариантных расчетов, выполненных на современной компьютерной техници.
Термин "менеджер" достаточно распространен. Как правило, употребляют его отношении:
руководителя предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
администратору любого уровня управления, который, руководствуясь современными методами, организует работу;
руководителя по отношению к подчиненным;
организатора конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых груп.
Риск и неопределенность ситуации, присущие рынку, требуют от менеджера самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Это способствует поисковые оптимальных отношению к нововведениям научно-технических и организационных решений. К менеджеру любого уровня относятся соответствующие требования, в частности такие:
компетентность по технологии производства в той отрасли производства, к которой по виду и характеру своей деятельности принадлежит фирма;
наличие общих знаний в области управления предприятием;
принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с руководителями и работниками низшего уровня, распределение участия каждого в их исполнении;
умение предвидеть влияние государственного регулирования экономики в своей и других странах, на рынках которых фирма стремится укрепить или удержать свои позиции, тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенно спроса;
умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения, иметь не только навыки администрирования, но и предпринимательства;
наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или намеревается работать;
умение анализировать деятельность и действия фирм, конкурирующих между собою.
К менеджеру любого уровня важнейшим требованием является умение управлять людьми. Поэтому прежде к нему предъявляются следующие требования:
знание условий, которые объединяют работников и предприятие;
доскональное знание своих подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретно полученной работы;
с целью соблюдения единства и правильности функционирования фирмы - устранение работников, которые "вписываются" в колектив.
Руководитель, отмечал Файоль, должен устранять или предлагать устранить любого функционера, который по тем или иным причинам не способен выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложная, часто обтяжлива.
Руководители, которые творчески относятся к делу, хорошо осведомлены, умеют лучше использовать ресурсы, обеспечивать эффективность фирмы, крайне нужны в условиях рыночной экономики. Понимание каждым менеджером, прежде руководителем высшего звена управления, того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и полностью зависит от рынка - неоспоримый факт в менеджменте. Фирма существует благодаря работе своих сотрудников, следовательно, должен заботиться не только об удовлетворении жизненных потребностей клиентов-потребителей, но и своих собственных працивникив.
Подготовка и стиль работы менеджера
Подготовка и стиль работы менеджера включает следующие требования:
Постоянное совершенствование стиля менеджменту.
Непрерывная профессиональная освита.
Совершенствования стиля управлиння.
Основные понятия: методы управления, стиль управления, человеческий фактор, метод активного социологического тестирования анализа и контроля (МАСТАК), квалификация, подготовка руководителей, формы образования должны всегда иметь практический положительное влияние на повышение профессионализма менеджера ..
Несмотря на рост человеческого фактора в развитии всех сфер бизнеса, все больше внимания уделяется методам управления, профессионализма и управленческой подготовке бизнесменов и менеджеров, личности предпринимателя. Итак, менеджером может стать далеко не каждый человек, а директоров любого уровня нужно отбирать тщательно, "с пристрастием". Для того чтобы быть директором, нужно постоянно повышать свою деловую квалификацию и совершенствовать профессиональное мастерство, то есть учиться настойчиво и долго, а потом регулярно перенавчатися.
В условиях предпринимательской деятельности, от менеджера требуются совершенно иные черты, поскольку от личности руководителя, стиля его работы очень многое зависит. Общность приемов, способов и методов, индивидуальная манера поведения и деятельности определяют стиль управления руководителя. Это понятие олицетворяет сочетание наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач, решения проблем, возникающих в процессе реализации функций управления. Причем эти методы включают материальное стимулирование, социальный, моральный и организационный вплив.
Для конкретного руководителя не может быть присущ только один стиль. Зависимости от конкретной ситуации в реальной действительности # в отдельных сочетаниях могут применяться различные стили. В достижении поставленных задач в стиле работы руководителя проявляются его деловитость, активность и целеустремленность, раскрываются манера поведения, навыки, привычки, способности. Стиль - существенный фактор воспитания членов коллектива, развития у них самостоятельности и инициативы. Одновременно он является критерием деятельности самого керивника.
Различают следующие стили: демократический (коллегиальный) и авторитарный (директивный). Многие специалисты определяют еще и либеральный (потуральний) стиль керивництва.
Возможно, руководителей интересуют дефиниции и классификации, приведенные в литературе. Но этого мало для того чтобы понять, как следует действовать в том или ином случае. Стиль - это прежде способ действия. Так, говоря о его совершенствования, нужно отделить лучшие действия в определенных конкретных умовах.
Как повысить квалификацию менеджера
Сейчас образование разделяют на формальную, неформальную и информальну.
Формальная - это система низшего, среднего и высшего,
включая институты, факультеты и академии образования, где специалисты повышают свою квалификацию. Есть там и отделение для менеджерив.
Неформальное образование - организована систематическая учебная деятельность вне формальной системой. Занятия проходят (не каждый день) в различных общественных, экономических и предпринимательских заведениях, например, бизнес-школах, домах научно-технической пропаганды, на курсах и т.п.. Методы преподавания здесь часто новаторские, а целые практические и нагальни.
Информальном образование - процесс неорганизованный, он длится в течение всей жизни человека. С помощью опыта и контактов с другими людьми руководитель приобретает необходимые ему знаний, умения и навыков. Цель информальном образования - ознакомление с культурными нормами, передача накопленных знаний и навыков. Хотя этот вид образования дает очень много, иногда даже больше, чем мы думаем, полностью заменить первые два вида и профессиональную подготовку он, конечно, не може.
Такие виды формального образования, как среднее, среднее специальное или высшее школы, многие предприниматели, как правило, уже получили. Однако следует учесть, что в институтах, университетах, колледжах, а также на факультетах повышения квалификации ученые и практики читают специальные курсы по управлению, в частности по совершенствованию стиля работы. Такой возможностью следует воспользоваться каждому, кто видит себя менеджером высокого уровня. Во время обучения нужно принимать в них активное участие, быть готовыми поделиться своим собственным досвидом.
Выберите, следовательно, для себя соответствующие курсы в системе информальном образования, а как руководитель и предприниматель не отвергайте самостоятельной работы и самовдосконалення.
Прежде всего нужно получить необходимую литературу. Подумайте, есть ли у вас умения для самостоятельной работы? Готовы заняться самообразованием?
Саморазвитие менеджера
Наиболее результативными составляющими в информальном образовании считаются: чтение специальной и общей литературы, обучение во время работы методом проб и ошибок, обсуждение проблем с коллегами, участие в совещаниях и конференциях. Впрочем, обсуждение с коллегами полезно, если они могут сложно сформулировать свои мысли, имеют опыт, понимают ваши проблемы, хотят и готовы вам помочь, а вы готовы принять эту помощь, выслушать их, правильно понять, поверить, реализувати.
Как утверждают психологи, результативность чтения определяется тем, что при однократном чтении материала усваивается не более 50 процентов материала. К тому же, если приобретенные знания немедленно не применить, они не сохраняются. Однако много ли таких, кто по три-четыре раза читает статьи и брошюры и сразу на деле внедряет приобретенное? Доклады на конференциях (даже тогда, когда слушали внимательно) приносят пользу в основном только как средство знакомства со специалистом, который вас интересует. Затем встает задача подробно расспросить его обо всем в кулуарах. Однако это делают далеко не всегда. Многие утверждают, что лучше они учатся на работе. Но часто это не так.
В течение двадцати лет опыт, приобретенный за год, почти без изменений повторяется еще 19 раз, эффективность работы остается низкой вследствие того, что многие ошибки проходит незамеченными. Однако необходимо уметь анализировать и личный опыт. На флоте есть такое выражение: "Сундук адмирала обошла с ним вокруг света, но так сундуком и остался". Итак, если мы что-то умеем и знаем, то это вовсе не означает, что приобретенное воплотим в життя.
Портрет современного керивника
Великому русскому полководцу А.В.Суворова принадлежат слова: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Применительно к нашей теме можно сказать, что плох тот клерк, который не хочет в будущем стать главным боссом. Это понятно. Ведь в работе руководителя много привлекательного: она предоставляет человеку достоинства, есть больше возможности для развития особистости.
В условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив менеджеру довольно часто приходится решать сложные задачи, предусматривать конфликтные ситуации и уметь управлять ими (схема 7).
На должности менеджеров ранее старались подобрать людей с четко выраженными диктаторскими данным, поскольку рабочие были в основном малообразованной, безликой и покорной массой, а лучшим способом отношений с ними считали примушування.
Сейчас - другая ситуация. Рабочих нужно не принуждать работать, а поощрять. Изменились требования и к руководителям. Они теперь по-отечески должны относиться к подчиненным, действуя по формуле: "Твердость, но и справедливость". Это, безусловно, помогло избавиться от многих проблем, прежде антагонизма между рабочими и менеджерами.
Время кризисные явления, которые характеризовали западную экономику, потребовали от руководителей других качеств. Для обеспечения надежной материальной базой, которую создал бесперебойный сбыт товаров, нужна была четкая и стало взаимодействие. Все это потребовало от менеджера еще и маклерских здибностей.
Сейчас единоличное управление фирмами, значительно расширились, практически невозможно. К тому же руководители имеют много внешних функций, как: взаимодействие с государственными и политическими деятелями, партнерами, профсоюзом и тому подобное. Определенным направлением должен заниматься конкретный управляющий, а глава корпорации становится менеджером-организатором. Теперь координация деятельности группы менеджеров полностью ложится на главу, это его основная обязанность.
Добросовестно выполняя эту свою обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ролях. Прежде он руководит большим коллективом людей и наделен соответствующими властями. А еще это лидер, который, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции, может повести за собой подчиненных.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА | 2.2. Менеджмент и " предпринимательское " среда |