5. 1. Бизнес -план - основной документ коммерческого предприятия
Административно-командная экономика преподнесла план в ранг закона, реализация которого считалась безусловной и обязательной любой циною.Еще в большей степени план необходим конкурентной экономике. Однако этот план, который называют бизнес-планом, является экономическим инструментом. Он нужен всем, кто вступает в рыночные видносини.
Бизнес-план дает предпринимателю ответы на следующие вопросы: что я получу от инвестирования денег в коммерческое дело или производство? какова опасность риска потери вложенных в дело денег?
Оптимизм и смелость предпринимателя, воля и интеллект должны быть подкреплены соответствующими расчетами и прогнозами, которые содержатся в бизнес-плане и используют объективную информацию о рынках, конкурентах, цены, кредитные ставки. Обладая необходимой информацией, предприниматель моделирует деятельность своего предприятия, разрабатывая бизнес-план с учетом следующих требований рынка, как постоянное обновление продукции, ее конкурентоспособность, внедрение высоких и сверхвысоких технологий, способных принципиально изменить производственный процесс и превратить конечный продукт, способность идти на разумный риск и работать на пределе своих возможностей, мужественно противостоять неудачам, получая в них новые силы для стабилизации и возрождения умение производить товар с издержками ниже общественно необходимых, а продавать товар по выгодным ценам, сохраняя устойчивый сбыт продукции.
Бизнес-план исключает принятия (допущения) ошибочных решений из-за некомпетентности исполнителя, пополняет отсутствие опыта в бизнесе и оберегает от грубых ошибок, формирует деловые черты характера бизнесмена в рамках действующего законодательства, т.е. позволяет вернуть закон в свою пользу через глубокое знание его змисту.Module . Бизнес-план - это комплексный план развития фирмы, который вместе с отчетных финансовыми документами является главным обоснованием инвестиций. Важной чертой бизнес-плана является не столько точность количественных показателей, сколько содержательное, качественное обоснование каждого раздела плана. Цель составления плана заключается прежде всего в том, чтобы дать наиболее полную картину положения фирмы и возможности ее розвитку.
Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов убежденность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие руководству компании. В большинстве случаев бизнес-план разрабатывают на три-пять лет по следующим направлениям (разделам):
анализ рынка и маркетинговая стратегия;
продуктовая стратегия;
производственная стратегия;
развитие системы руководства фирмой и собственности;
финансовая (экономическая) стратегия.
Конечно зрелые фирмы с устойчивым положением на рынке большое внимание уделяется продуктовой и производственной стратегии. Фирмы-новички, которые стремятся войти в рынок за счет новой продуктовой идеи, больше внимания вынуждены уделять финансовой стратегии.
После тщательной проработки всех разделов плана составляют сжатый реферат, который опережает бизнес-план.
Цель реферата - дать концентрированное изложение стратегии развития фирмы для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, которые могут представлять собой коммерческую тайну. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием фирми.
Бизнес-план должен содержать ответы на следующие вопросы:
Какой характер Вашего предприятия?
Где оно расположено?
Кто является высшим руководителем предприятия?
Какие источники поставки?
Какие цели ставятся на перспективу?
Как Вы собираетесь достичь поставленных целей; задач?
Какая программа деятельности?
Какова структура цен на Вашу продукцию или услуги?
Какая точка безубыточности Вашего предприятия?
Какой объем продукции или услуг необходимо реализовать (объем производства) для того, чтобы достичь точки безубыточности?
Будут ли Вам платить наличными, придется ждать оплаты по счетам?
Как Вы планируете поддерживать производство, если оплата счетов задержится?
Какие общие расходы, связанные с созданием предприятия, и текущие эксплуатационные расходы?
Кроме того, в бизнес-плане следует дать описание производства, услуги или продукции, перечислить Ваши первоочередные задачи и описать своих возможных клиентов. Выложите свои мысли на бумаге. Этот процесс заставит Вас быть более внимательным и поможет не упустить некоторые важные моменты. Написанный план является хорошей основой для общения с другими пидприемцями.
Можно ли обойтись без бизнес-плана, когда начинаешь новое дело? Можно. К тому же ни один юридический документ пока не закрепляет обязательной подготовки такого документа. Не всегда его требуют даже банки, предоставляя кредиты. Однако стоит подумать над тем, что во всем мире большинство новых предпринимателей разоряются и очень быстро. Например, в США каждый год новое дело начинают 600 тыс. новых предпринимателей, из которых только половина умудряется держаться на плаву хотя бы 18 месяцев одному из пяти удается не разориться на протяжении первых 10 лет. Поэтому лучше не экономить время на разработке бизнес-плана.
ГЛАВА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА | 5. 2. Что такое бизнес -план? |