2.7. Типы моделей организации менеджмента

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в различных типах его организации. Рассмотрим модели организации менеджмента, разработанные У. Оучи на основе обобщения японского Т9 метрикенського подходов к практике управления производством (табл. 4).

Сущность американской модели менеджмента заключается в убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от внутренних факторов, в частности: рациональной организации производства, снижения издержек, роста производительности труда, эффективного использования всех ресурсов. При таком подходе цели и задачи считаются известными и стабильными в течение долгого времени. Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу с четким разделением аппарата управления на службы. Решающее значение имеет контроль за всеми видами деятельности, четкое выполнение руководством указаний зверху.
Особенность японской модели менеджмента проявляется в системе пожизненного найма и продвижении, в зависимости от выслуги лет и возраста, организации групповой работы, оплаты труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качества процесса производства единого целого является определяющим в организации управления виробництвом.
Интересно, что до революции "Мэйдзи" в 1868 г. текучесть рабочей силы на промышленных предприятиях превышала 70%. После революции пожизненный найм было провозглашено концентрированным выражением "японского духа", что является синонимом духа общины. Пожизненный найм, ставший национальной традицией, приобрел в 1938 и 1939 pp. силы юридического закона - правительство приняло декреты "О всеобщей мобилизации нации" и "Об общем регистрации рабочих".
О пожизненном найме на промышленных предприятиях Японии после Второй мировой войны американские экономисты-эксперты высказались так: "Подобная форма найма - исторический анахронизм, нелепый в условиях индустриализации общества и вредный с точки зрения так называемой динамичности производства". Эксперты, безусловно, исходили из концепции организации американского менеджмента. Однако они не учли способности японских предпринимателей поставить себе на службу общинную психологию и свидомисть.
Акио Морита, один из основателей компании "Сони", на вопрос американских журналистов, почему производительность труда растет в Японии быстрее, чем в США, постоянно отвечал: "К счастью, у нас действует система пожизненного найма, которую, по иронии судьбы, нам нав "связали Соединенные Штаты в период оккупации". Как результат в 1981 г. в Женеве на Европейском форуме по проблемам управления было провозглашено список из 21 страны по уровню конкурентоспособности товаров. Япония возглавила этот список.
Сторонники современной японской системы управления доказывают, что на японских фирмах организацию приспосабливают к человеку, тогда как в системе управления американской фирмой, наоборот, представление о функции, задачи, должностные обязанности, права предшествуют найму работников. По сформулированными требованиями происходит поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, то есть людей приспосабливают к системи.
Японская модель, по мнению У. Оучи, обеспечивает наибольшую гармоничность и мобильность организации в современном быстро изменяющемся мире. Более того, идеальна в смысле эффективности и интегрированности организация не может иметь ни официальной организационной структуры, ни формального вообще. Как пример коллектива с такой структурой он приводит хорошо сыгранную баскетбольную команду.
Сущность маркетинговой модели определяется следующими факторами:
делается ставка на человека самореализуючу, в отличие от человека экономического и социального;
фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, которые объединены общими ценностями, как клан;
фирме должно быть присуще постоянное обновление, направленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является споживач.
Логично возникает вопрос: "Какой из типов моделей организации лучше?"
Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна, как и люди, работающие в ней. Она должна искать свою личную модель. Среди главных факторов, определяющих выбор управленческой модели, главнейшими являются: размер фирмы, характер продукции, характер среды, в которой она дие.
С точки зрения фактора внешней среды выделяют следующие модели управления:
модель рационального внутрифирменного управления в стабильном внешней среде;
модель управления в условиях значительного динамичного и разнообразного рынка;
модель в условиях динамичного НТП;
модель приспособления к возникающих спонтанно, неожиданно под воздействием внешней среды фирми.
Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, потому что постоянно меняются фирма и ее среда. Общей закономерностью является переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной мере индивидуализированного производства в условиях жесткой конкуренции.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. Она должна иметь следующие характеристики: небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированными людьми небольшое количество уровней управления; структура, основанная на группах (командах) специалистов; характер и качество графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя. Контрольные вопросы и завдання
Управленческие революции, предшествующих промышленном менеджменту.
Развитие теории и практики управления в XVII-XIX cm. Причины возникновения менеджмента как теории и как практики. Характеристика организации как основы мира менеджеров. Сущность понятия менеджмента и подходы к его определению.
2.6. Основы теории и практики традиционного и современного менеджмента ГЛАВА 3. Управленческого труда и МЕНЕДЖЕРЫ