6.3. методы менеджмента

Менеджмент использует различные способы, подходы и приемы, позволяющие: упорядочить, нацелить (направить) и эффективно организовать выполнение присущих ему функций, процедур и операций, необходимых для осуществления управленческого влияния. В совокупности способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для определения и достижения ее цели, выступают как методы менеджменту.
В общепринятом понимании методы - это способы (приемы) целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения поставленной цели. Все методы управления используются в практической деятельности руководителем не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих конкретных методив.
В методах менеджмента выражается сущность его принципов в конкретной форме, адаптированной к реалиям хозяйственной деятельности. С их помощью менеджеры (руководители) обеспечивают скоординированную деятельность в организации и единство интересов всего персонала. Цели и методы взаимосвязаны между собой. Каждой цели соответствуют определенные методы ее достижения. Поэтому менеджеру важно следить за соответствием цели методам своей дияльности.
О том, что человечество уже давно осознало значение методов в жизнедеятельности общества, может свидетельствовать одно из положений с древней китайской философии: "Целенаправленная деятельность человека проявляется в том, что человек имеет метод: цель, средство, план действий или порядок действий для достижения поставленной цели , а также соответствующие критерии для оценки результатов своей деятельности. Метод - это то, благодаря чему можно получить результат ".
Понятие метода менеджмента трактуется двояко: как способ познания, исследования объекта управления и как прием, способ практической управленческой дияльности.
В первом случае это гносеологическая категория науки управления, позволяющая получить новые знания о управлиння.
Во втором значении термин метод касается содержания процесса управления и означает способ осуществления управленческой деятельности. В литературе по менеджменту наряду с понятием метод как синонимы часто используются категории техника, пидхид.
Совокупность методов, которыми пользуется организация, составляет ее методический инструментарий. Для характеристики методического обеспечения менеджмента фирм также используются понятия методический аппарат, методическая база.
Методы в менеджменте имеют особое значение. С их помощью происходит взаимное обогащение его теории и практики.
Так, решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, с помощью которых сокращаются затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию цели. Вместе с тем использование системы методов при изучении новых управленческих проблем позволяет расширить и углубить знания об управлении. Таким образом, методы способствуют развитию теории менеджмента, поднимая ее на более высокий ривень.
В определениях методов управления как сознательно сформулированных субъектом управления вариантов управленческой деятельности подчеркивается их альтернативность, есть возможность выбора из множества вариантов конкретного способа или приема дий.
Обобщая подходы к определению и пониманию сути методов управления, можно сделать вывод о том, что содержание и специфика их определяются сущностью и особенностями самого управлиння.
Методы управления основываются на действии законов и закономерностей управления, одновременно учитывают научно-технический уровень развития производства и уровень развития отношений управлиння.
Методы менеджмента столь же разнообразны, как и интересы людей, характер их работы. У них в конкретной форме, адаптированной к реальным ситуациям бизнеса, выражается сущность его принципов. Цель методов - обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересив.
Методы менеджмента ориентированы прежде всего на высокую производительность и эффективность деятельности персонала фирмы, на слаженную работу подразделений фирмы, на четкую организацию разнообразной деятельности фирмы и управления ею на уровне мировых стандартов. По характеру действия методы условно (формально) можно разделить на методы материальной, социальной и властной мотивации, или экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Методы социальной мотивации предусматривают побуждение индивида (работника) к ориентации на социально значимые интересы (культуру, развитие и т.д..).
Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонал. С одной стороны, они стимулируют деятельность фирм по удовлетворению интересов общества (система налогов, банковских кредитов и т.д..), С другой - служат для мотивации работы персонала (заработная плата, премии, вознаграждения за инновации).
Методы властной мотивации предусматривают ориентацию на дисциплину, организационно-распорядительные документы и строгое выполнение их.
Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управлении ею, на естественных потребностях людей в благоустроенной взаимодействия между собой, их целью является упорядочение функций управления, обязанностей и прав работников, регламентация их деятельности. Организационно-распорядительные методы делятся на три групи.
Организационно-стабилизирующие методы, устанавливают и определяют долгосрочные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положение об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления).
Распорядительные методы обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и предприятий и представлены в форме договоров, приказов, розпоряджень.
Дисциплинарные методы предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную роботу.
Сущность социально-психологических методов сводится к способам воздействия на личность и коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой деятельности и творческой активности, а также на социальные и психологические интересы фирм и их персонал (роль и статус личности, группы, фирмы, психологический климат, этика поведения, общения и др..). При этом используются знания общей и социальной психологии. Социально-психологические методы менеджмента делятся на социальные и психологические. К социальным методам относятся: повышение активности (копирование лидеров, установление стандартов образцового поведения во всех сферах деятельности), поддержка социальной преемственности (конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, праздники по поводу юбилеев и успешного завершения крупных деловых операций и др..) Социальное нормирование ( установление норм отношений между работниками фирмы, правил внутреннего распорядка, производственного этикета, выработки и неукоснительное соблюдение единых ценностей для всего персонала фирмы и др..) моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
Механизм использования социальных методов включает: социальные исследования или выявление проблем и направлений воздействия; социальное планирование или разработку конкретных способов воздействия на людей; социальное регулирование или решения выявленных проблем и реализацию определенных способов воздействия на людей.
Психологические методы используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся: гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовое окраска помещений и оборудования, использования специально подобранной музыки); психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самостоятельности); удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда, разработка цели по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических черт; комплектования малых групп по критерию психологической совместимости работников; установления нормальных взаимоотношений между руководителями и пидлеглими.
Методы менеджмента формируются в следующей последовательности: оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия, выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров, обеспечение условий для эффективного применения выбранных методов, что в конечном итоге формирует технику и технологию управленческой работы .
Техника и технология управления. Технические средства, используемые в процессе осуществления функций управления, образуют технику управления. Сегодня как главный технический средство используются ЭВМ и прежде ПК. К технике управления относятся также средства сбора, обработки и хранения информации.
Технология менеджмента включает: последовательность и процедуры реализации функций управления, систему и порядок документооборота на предприятии, порядок использования определенной совокупности технических средств для работы с информацией (сбор, переработка, хранение, использование). Основные требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:
- Формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого есть соответствующая информация;
информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
выбор и принятие решений должны выражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
-Строгое соблюдение подчиненности в отношениях иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая вимогливисть.
Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления, менеджеру необходимо: определять количество, последовательность и характер операций, которые составляют этот процесс, подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие способы, приемы (методику), технические средства, определить оптимальные условия протекания процесса в времени и пространстве. Для повышения эффективности технологии управления большое значение имеют анализ, исследование организационных операций, представление их в графической и текстовой формах, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, сочетание однородных операций, перевод их на машинное исполнение с целью снижения трудоемкости процесса управлиння.
Понятие технология управления тесно связано с процессом алгоритмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системи.
Сбор и обработка информации в управляющей системе, подготовка и принятие управленческих решений, организаторская работа по реализации решений - все эти процессы управленческого воздействия, выполняемые менеджером, следует рассматривать как упорядоченную последовательность операций. Регламент содержания и последовательности операций в информационном процессе играет роль процедуры процесса управления.
6.2. Методологический подход к выработке принципов управления 6.4. Использование метода моделирования в управленческой деятельности