9.3. Квалификационные требования к менеджеру
По оценке Американской ассоциации методов управления, менеджеры должны иметь такие черты: высокий профессионализм, сочетание в себе черт администратора и лидера умение учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе; широкий интеллектуальный кругозор, высокая нравственность; инициативность; настойчивость; коммуникабельность, умение быть стратегом, изучать и анализировать свое окружение; возможность аккумулировать информацию - выбирать из нее важнейшую для данного момента и на перспективу; использовать возможности имеющейся информационной сети; добывать информацию; анализировать плохие новости с большим вниманием, чем хорошие; превращать факты в информацию, а ее - в знание; определять важность, ценность информации, ее многоаспектность; чувствовать перспективу, знать, что нужно сегодня, а что - завтра, интуицию, умение убеждать подчиненных в потребностях дела и в реалистичности своего видения перспективы развития фирмы; ценить таланты работников и избавляться балласта корректным путем; уметь слушать других и слышать даже то, что не сказано вслух; побудить людей быть самими собой; руководствоваться правилом: если два работника думают одинаково, то один из них лишний; стремиться к широкому спектру мнений, быть честным, поскольку без этого нет доверия, гибким, покладистым в мыслях и действиях, не переступая грань, за которой наступает нарушение этики, норм морали, быть доброжелательным; добропорядочным; объективным; беспристрастным, мать высокоразвитое чувство справедливости; искренне способствовать общему успеху фирмы; взять на вооружение такие черты: аккуратность, точность, деловитость, скромность, простота, чуткость, твердость, ришучисть.Помните, о вас будут судить не по вашим познаниями, а за вашими действиями. Поэтому производите в себе способность рассуждать; старайтесь мыслить логически; будьте наблюдательны; сохраняйте чувство долга; умейте (учитесь) управлять людьми черпайте знания у практиков; вежливо и доброжелательно относитесь к работникам, старайтесь всесторонне изучать их характеры, поведение, навыки, труд , личную жизнь, при исполнении служебных обязанностей внимательно подбирайте слова и никогда не делайте незаслуженных упреков работникам, подчиненным, коллегам; не бойтесь признавать свои ошибки, но придирчиво анализируйте их; старайтесь заслужить симпатию начальника (руководства) благородной тщательностью; оценивая предметы и людей , всегда придерживайтесь надлежащей меры и сдержанности, избегайте крайностей в суждениях и оценках; критикуйте только ради дела; доверяйте себе, защищайте свои взгляды активно, ведь трудно убеждать другого, если не уверен сам; занимайтесь постоянно самообразованием; развивает и углубляет вопросы, которые вас интересуют ; проявляйте инициативу - страх перед ответственностью является признаком слабости; будьте в курсе событий, проблем, общих идей; осанка, речь, поведение, выдержка - все должно свидетельствовать, что вы четко осознаете ответственность; не загружайте свое внимание и внимание окружающих мелочами; отслуживших неспособных ; подавайте личный пример; анализируйте деятельность предприятия по схемам и таблицями.
Независимо от организации, в которой работают менеджеры, они должны овладеть тремя главными типами навыков: техническими, коммуникативными (навыки общения), аналитическими. Практическое использование этих навыков изменяется в зависимости от уровня управления. Однако поскольку менеджеры достигают своей цели (выполняют поставленные задачи) в основном за счет других людей, то на всех уровнях управления нельзя обойтись без коммуникативных навыков. Аналитические навыки большей степени необходимы руководителям высшего звена, а технические навыки основном необходимы на низших уровнях иерархии.
Не исключено, что в начале карьеры у вас может не быть некоторых из перечисленных навыков, но вы их обязательно будете вынуждены выработать згодом.
Технические навыки имеет человек, способный выполнять конкретную работу. Например, мастер на производстве, как правило, должен иметь технические навыки, чтобы научить рабочих их обязанностей и давать руководителям более высокого ранга информацию о производственных проблемах. Однако на практике бывает, что менеджеры, которые не имеют соответствующих технических навыков, контролируют работу таких квалифицированных работников, как программисты, инженеры, бухгалтеры и др.. Независимо от того, обладают ли они техническими навыками для выполнения данной работы, все менеджеры должны иметь технические управленческие способности или административные навыки. К последним относятся способность составлять расписание работы, читать бухгалтерские отчеты, компьютерные вскрытия и др.. Если много технических способностей не имеют широкого применения в различных сферах, то масштабы использования административных возможностей достаточно широки. Например, если вы умеете работать на швейной машинке, то маловероятно, что вы сможете использовать эти свои навыки в ресторанном бизнесе. Однако если вы руководили швейной фабрикой, то сможете использовать свои административные навыки и в другом виробництви.
Коммуникативные навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Менеджеры не могут обойтись без этих навыков в большинстве ситуаций, поскольку их деятельность сводится именно к тому, чтобы достичь конкретной цели с помощью других людей. К коммуникативных навыков, которые должны иметь все менеджеры, принадлежат навыки общения, то есть навыки обмена информацией. Именно общение способствует бесперебойному ведению дел внутри компании и установлению благоприятных взаимоотношений фирмы с внешней средой. Успех в общении - это, несомненно, улица с двусторонним движением. Квалифицированный менеджер всегда точно воспринимает реакцию людей на его слова и, что особенно важно, прислушивается к тому, что они говорят в видповидь.
Квалифицированный менеджер знает, как выбирать наиболее подходящие информационные средства или каналы коммуникаций. Он понимает, что форма коммуникации влияет на характер сообщения, которое должно быть передано. Например, какую выбирать форму сообщения: письменную или устную, в среде и месте его зробити.
Аналитические навыки. Менеджеры должны обладать способностью мыслить-видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между ее элементами. Аналитические навыки менеджеры используют в процессе обработки и анализа информации, разработки основных принципов, установления взаимосвязей, выявление проблем и благоприятных возможностей, формулирование выводов, решений и благоустройства планив.
Менеджеры должны иметь специальные знания и способность использовать их в повседневной работе по управлению организацией. Способность к руководству обусловлена наличием таких личных ценностей и четкой личной цели: способность управлять самим собой, умение обучать и развивать подчиненных, формировать эффективные рабочие группы. Разнообразные требования к профессиональной компетенции менеджеров условно можно объединить в две групи.
Первая группа:
понимание природы управленческого труда и процессов управления;
способность мыслить масштабно, перспективно. Менеджеры могут демонстрировать прекрасные результаты и одновременно привести к банкротству компании, если их работа не ориентирована на будущее. Разумеется, компания должна получать прибыль, но она должна получать прибыль как можно дольше. Если вы будете думать только о прибыли сегодня, то не увидите открывающихся впереди. Мышление менеджера постоянно должно тренироваться на видение перспективы;
умение решать нестандартные управленческие проблемы;
знание должностных и функциональных обязанностей менеджеров, способов достижения целей и повышения эффективности деятельности организации;
умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникаций, необходимые для осуществления управленческого процесу.
Вторая группа:
умение работать с людьми, овладения искусством управления человеческими ресурсами;
постижения искусства налаживания внешних связей;
способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию, знания и уминня.
Первая группа (1-5) охватывает знания и умения менеджеров, необходимые для выполнения профессиональной работы менеджера или искусства управления. К ним относятся:
умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
высокая информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие, о состоянии исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и услуги и проч.;
умение эффективно управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, овладение способами повышения эффективности управления;
умение использовать современные информационные технологии, средства коммуникаций и связи.
Эти и многие другие знаний и умений усваиваются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А поскольку сама наука в ответ на растущие требования практики выдвигает и разрабатывает все новые и новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывного характера. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует все достижения науки с целью усовершенствования процессов, методов, форм управленческой деятельности, повышающих эффективность пидприемництва.
Вторая группа требований (6-8) к профессиональной компетенции менеджеров связана с способностью работать с людьми и управлять самим собою.
В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц: коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми в организации, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации. Эти люди существенно отличаются по статусу и интересами, и менеджеры должны иметь специфические черты, которые способствуют повышению доверия и уважения со стороны тех, с кем они вступают в отношения. Это прежде всего: высокое чувство долга и преданности делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам, умение четко выражать свои мысли и убеждения, уважение и забота о людях независимо от их положения в иерархии организации, способность быстро пополнять свои физические и духовные силы и критически оценивать собственную дияльнисть.
Квалификационные требования к лицу менеджера, например в Великобритании, таковы:
понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами повышения эффективности управления;
способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникаций, необходимых для управленческого персонала;
ораторские способности и умение выражать мысли;
искусство управлять людьми, подбор и подготовка кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
умение не только оценивать знания, но и проявлять навыки на практици.
По исследованиям Института Гэллапа, в системе управления США выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера:
здравый смысл;
знание дела;
уверенность в своих силах;
высокий общий уровень развития;
способность доводить начатое дело до конца. Конечно, от ошибок в работе никто не застрахован, у
том числе и высококвалифицированный менеджер. Однако настоящие профессионалы способны сохранять равновесие, ясность и продуманность мыслей при любых обстоятельствах, плодотворно работать над исправлением ситуации, а не искать виновных. Эффективная реализация системы знаний, навыков в управленческой деятельности менеджера предусматривает, в зависимости от конкретной ситуации, умение выступать в роли управляющего, дипломата, лидера, воспитателя, новатора и т.п..
9.2. Как становятся руководителями | 9.4. Деловые переговоры как средство решения проблем , возникающих |