15.1. Концептуальный подход к системе внутрифирменного управления
Система управления предприятием в рыночных условиях рассматривается как своеобразный механизм принятия и реализации управленческих отношений, включает в себя: законы управления, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся взаимосвязи между элементами системы управления, обеспечивающих ее целостность и действенность; функции и методы управления , т.е. конкретные формы и приемы целенаправленного воздействия органов управления на интересы и условия жизнедеятельности участников коллективного труда; информацию, т.е. совокупность данных о социальных и производственные процессы; инструментарий и рычаги такого влияния, как планы, решения, государственные заказы, нормы и нормативы, формы материального и морального стимулирования; организационную структуру, т.е. внутреннее строение системы управления, отражающий особенности общественного разделения труда и его кооперации, специфику выполнения конкретных функций и методов управленческой деятельности, технические средства сбора, обработки и хранения информации, повышающие производительность управленческого труда; кадры управления, т.е. руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.В свое время Н. Винер отметил, что экономика является частью науки управления. Руководители (менеджеры), опираясь на познанные экономические законы, используют как элементы экономического механизма управления конкретные формы производственных отношений, выраженные в таких категориях, как заработная плата, цена, премии, кредит и др.. Эти категории, отражая существенные объективные связи, как правило в экономической науке, рассматриваются как независимые от управления, но на практике руководящему персоналу предприятия приходится их учитывать. Такие связи имеют свои подвижные и относительно самостоятельные формы, и именно эти свойства используются органами управления для воздействия на интересы субъектов управленческих отношений - участников производства. Например, цена как ключевая категория рыночных отношений имеет свою объективную основу - стоимость, величина которой определяется затратами труда. Однако цена как конкретная форма экономических отношений может отклоняться (и отклоняется) от своего содержания - стоимости используется органами управления для усиления влияния цен на производителей и потребителей. Это помогает стимулировать рост производительности труда, экономию ресурсов, решения ряда социальных вопросов. В такой роли цена, как и другие формы производственных отношений, используется в системе управления как экономический стимул.
Важнейшими элементами организационного механизма системы менеджмента на предприятии являются: цель, принципы, функции, методы, кадры, техника и технология, информация, организационная структура управления и др.. Если в этой системе какой-то элемент окажется малоэффективным, то влияние несовершенства этого элемента будет чувствовать вся система управления и, соответственно, она будет менее результативной. Поэтому очень важно периодически сверять степень соответствия друг другу элементов системы менеджмента и в случае необходимости вносить корективи.
Экономический механизм управления основывается на системе экономических законов, принципов, методов управления и таких рычагов производства, как цена, прибыль, фонды стимулирования, развитие отношений собственности, маркетинга и ин.
К организационного механизма относятся: функции управления; организационные структуры управления; кадры управления; управленческие решения; техника и технология управления; научная организация управленческого труда; правовые основы управления; иррациональные факторы управления и ин.
В управлении предпринимательством главную роль играет экономический механизм, который значительно влияет на формирование и функционирование составляющих организационного механизма. В практической деятельности они неотделимы друг от друга и реализуются в форме общего управления предприятием, управления производством, управления персоналом.
В период коренного изменения экономического базиса постсоциалистических стран, расширение масштабов и частоты технологических, организационных и других нововведений преимущества имеют те предприятия, руководство которых способно скорее критически оценить положение дел и просчеты, отойти от многих стереотипов эффективного управления в прошлом и сформировать новое видение будущего своих организаций и их персонала. Для понимания и правильного выбора путей дальнейшего развития экономики важное значение имеет изучение мирового экономического наследия в управлении коммерческими пидприемствами.
Эффективность функционирования системы управления предприятием обеспечивается внутрипиньофирмовим менеджментом, под которым понимается совокупность принципов, методов и средств управления ресурсами фирмы с целью достижения максимальной эффективности и прибутковости.
Различают три вида внутрифирменного менеджмента: генеральный; менеджмент производственно-хозяйственной деятельности (линейный); менеджмент персоналу.
В состав генерального менеджмента относится руководство, ответственный за формирование стратегии, разработку политики, планирование, организацию, контроль и управление пидприемством.
Менеджмент производственно-хозяйственной деятельности осуществляют управленцы, которые обеспечивают постановку целей и задач по реализации общей стратегии фирмы, формирование структуры, распределение обязанностей, урегулирование трудовых конфликтов, выполнения плана, стимулирование качественной работы, координацию производственного процесса в рамках подразделений, работу необходимых коммуникаций и связи.
Менеджмент персонала призван сосредоточить усилия работников на разработке заданий, вытекающих из стратегии предприятия, обеспечить эффективное использование интеллектуальных и физических возможностей занятых, реализацию их потенциала, повышение качества жизни, исходя из требований корпоративной культуры, способствовать укреплению трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшения морального климата в профессиональных и социальных группах персонала пидприемства.
Все три вида внутрифирменного менеджмента имеют один общий объект - человека, от степени использования потенциала которой в деятельности предприятия зависит конечный результат (рис. 51).
Управление персоналом - это непрерывный процесс, направленный на целевую изменении мотивации труда работников, чтобы добиться от них максимальной отдачи, а следовательно, достижение высоких конечных результатов. Приоритетность менеджмента сравнению с менеджментом производственно-хозяйственной деятельности оказывается в плане стратегической мотивации работников, направленной на формирование и достижение генеральной цели предприятия. Главной задачей работы с персоналом является обеспечение максимального сближения ожиданий общества, предприятий, предприятия и его працивникив.
Механизм внутрифирменного управления в целом базируется на трех главных элементах: разработке стратегии предприятия по достижению цели его деятельности; системе внутрифирменных планов и контроле за их выполнением; внутрифирменном коммерческом розрахунку.
Рассмотрим экономическую структуру внутрифирменного управления (табл. 28).
Стратегия фирмы как элемент механизма внутрифирменного управления - это своеобразная программа обоснованных действий, определяет их последовательность для достижения главной мети.
Выбор стратегии определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с ожидаемым (прогнозируемым) степенью риска. Более подробно эта проблема рассматривается в главе 11, посвященной стратегии развития пидприемства.
Как уже известно, цель фирмы и выбор основных направлений ее хозяйственного развития решающей степени зависят от социально-экономической среды, в которой функционирует фирма. Практика показывает, что прибыль и рост, как и раньше, являются главными задачами и мотивами деятельности предприятия в рыночных условиях. Наряду с ними в важнейших задач фирмы могут принадлежать: рост объема продаж, ускорение реализации товаров, проникновения на другие рынки производства и сбыта, повышения качества производства и товара, более полное использование производственных мощностей, достижения ритмичности производства, обеспечения окупаемости капитальных вложений тощо.
В процессе разработки стратегии цель подробно описывается и формулируется в рамках всех важных сфер деятельности фирмы. По сформулированной и принятой к исполнению целью определяются количественные характеристики или показатели, позволяющие определить степень достижения поставленной цели. Однако разработка общей стратегии фирмы еще не дает ответа на вопрос, как конкретно фирма будет реализовать поставленную цель?
Этот вопрос решается в рамках внутрифирменного планирования: кто делает, что и когда, какие ресурсы потрибни.
Система внутрифирменных планов как механизм управления включает: комплекс планов (производственные, финансовые, капитальных вложений, сбытовых, НИОКР, организационного развития и др.)., Составленных с учетом стратегии и цели фирмы, ее производственного профиля и специфики деятельности на рынке, взаимосвязь между ними; пути решения задач, вытекающих из этих планов и необходимых для этого засобив.
В основу внутрифирменного планирования положены следующие подходы: всестороннее отражение в планах всех взаимосвязей между производственной, сбытовой и обслуживающей деятельностью фирмы; иерархия планов - от стратегического до индивидуального; последовательное прохождение плановой документации от руководства фирмы к рабочему месту и навпаки.
В контрольных показателей производственных планов предприятия, как правило, входят: соотношение фактического и планового выпуска готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении; отклонение прямых фактических затрат от нормативных, уровень накладных расходов, уровень использования капитальных вложений, объем материальных ресурсов, объем мощностей, уровень брака , уровень экономии материальных ресурсов тощо.
Сбытовые планы контролируются с помощью следующих показателей: объема продаж; доходов от продаж; динамики объемов заказов; динамики выполнения заказов тощо.
Финансовые планы (бюджет), как правило, предусматривают тот или иной уровень расходов, капитальных вложений, сравнение фактических результатов с плановими.
Главным объектом экономического анализа в системе внутрифирменного управленческого контроля является анализ прибыли, затрат, использования основного и оборотного капитала, денежных потоков. Так, прибыль анализируется по различным направлениям: производственными подразделениями; видам продукции; регионами. Главным показателем здесь является норма прибыли на вложенный капитал и объем прибыли относительно объема продажу.
Следует иметь в виду, что универсального, пригодного для всех предприятий механизма внутрифирменного планирования не может существовать из-за различия в размерах, отраслевую специфику, организацию системы управления, влияние внешней середовища.
Эффективность планирования в целом зависит от следующих факторов: своевременного получения и учета данных об основных общеэкономических и рыночных условиях; влияния на рынок самой фирмы и ее конкурентов; прошлого продаж и прибыли, определение оптимальной товарной структуры производства в каждый данный момент времени с учетом последних достижений НТП ; оперативного учета имеющихся возможностей, гибкого маневрирования ими, установление контроля за выполнением планов и корректировкой их при потреби.
Важной составляющей механизма функционирования предприятия является внутрифирменный коммерческий расчет, использование которого зависит от объемов и структуры производства; организации управления фирмой, степени оперативно-хозяйственной самостоятельности; компетенции и ответственности руководителей. Основой внутрифирменного расчета между подразделениями при взаимном поставке продукции и услуг является трансфертные цены.
ГЛАВА 15. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРШИНЬОФИРМОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА | 15.2. Подходы к изучению эффективности менеджмента предприятия |