16.6. Предпосылки возникновения и сущность стратегического управления

Для того чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления и его идеологию, рассмотрим главные эпохи экономического развития с конца XIX ст.
Период с 80-х годов XIX в. до 30-х годов XX в. был эпохой массового производства, которая характеризовалась процессом формирования инфраструктуры массового производства. Главной задачей предприятий была максимизация объемов производства однородного товара с минимальными витратами.
Период с 30-х до 50-х годов XX в. называют эпохой массового сбыта. Критической точкой перехода стал момент, когда предложение однородной дешевой продукции превысило спрос. Для этого периода и для производства характерным, прежде всего, было стремление производителей влиять на потребителей, используя расширение номенклатуры выпускаемой продукции, совершенствование организации сбыта, интенсификацию рекламных усилий. В этот период зарождается маркетинг как философия бизнеса, в центр внимания которой была поставлена необходимость выявления, предсказания, формирования и удовлетворения потребностей клиентов. С точки зрения стабильности и предсказуемости эта эпоха характеризуется как эпоха относительной стабильности и передбачуваности.
С середины 50-х годов начинается постиндустриальная эпоха, которая продолжается. Главными чертами новой эпохи является ускорение темпов НТП и новый уровень благосостояния, достигнутый обществом, объективно ведет к изменению структуры экономики и в определенной степени ее идеологии (рост доли услуг в ВНП, высокая степень диверсификации продукции, усиления внимания к негативным факторам прогресса - загрязнение окружающей среды, инфляции, монополизма и т.д.), а также повышение темпа протекания экономических процессов. Изменения, произошедшие в системе общественного воспроизводства, значительно усложнили не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций за счет снижения степени их определенности. Современная эпоха характеризуется усилением интенсивности конкуренции в целом и усложнением ее структуры, что в совокупности с ростом стоимости рабочей силы и сырьевых ресурсов усилило интернационализацию или глобализацию предпринимательской дияльности.
Анализ эпох свидетельствует неуклонное усложнение структуры внешней среды организации, ускорение темпов изменения параметров внешней среды во времени. Эти факторы в совокупности усложнили управления организациями, особенно диверсифицированными - концернами, конгломератами.
В теории стратегического менеджмента различают долгосрочное и стратегическое управление современными организациями. Идеология долгосрочного управления приемлема в тех случаях, когда будущее может быть предсказано путем экстраполяции тенденций развития. Подразумевается тенденция роста. Считается, что будущее будет по крайней мере не хуже прошлого и настоящего. За допущение удовлетворительной точности экстраполяции возможно заблаговременно рассчитать потребности в труде и капитале. Главным инструментом долгосрочного планирования является бюджетирование, то есть разработка долгосрочных планов для всех сфер деятельности, интегрально представленных в бюджете на квартал, год, пятилетку. Поэтому долгосрочное управление характерно для эпохи массового производства и в определенной степени эпохи массового збуту.
Идеология стратегического управления основывается на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказывать долгосрочные тенденции, т.е. она характерна для постиндустриальной епохи.
Главная идея перехода к стратегическому управлению заключалась в осознании необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнюю среду для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на изменения, происходящие в ньому.
Приведем несколько определений стратегического управления. Стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее оточенням.
Стратегическое управление - это набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий для того, чтобы достичь цели организации.
Стратегическое управление - это система управления предприятием, которая основывается на разработке и реализации стратегии пидприемства.
Какое бы мы не взяли определение стратегического управления, в них делается упор на тех или иных его аспектах, особенностях или отличиях от обычного управлиння.
В связи с ускорением изменений условий предпринимательской деятельности во второй половине XX в. перед предприятиями возникла необходимость по-новому решать задачи достижения цели. А поэтому понятие стратегическое управление предприятием приобретало нового змисту.
Так, стратегическое управление в 50-60-х годах рассматривалось как долгосрочное планирование производства и освоения рынков. Долгосрочные планы ставились в центр внимания при выборе стратегического поведения пидприемства.
В 70-х годах стратегия управления - это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор бизнеса, которым следует заниматься, решение, что делать с бизнесом, который был успешным, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения приоритетов споживачив.
В 80-х годах динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к изменениям, создание потенциала изменений, способности предприятия должным образом реагировать на окружающую среду стало в центр управления пидприемством.
Стратегическое управление определяется как управление предприятием, при котором основой стратегических решений является выбор поведения предприятия в данный момент, который рассматривается как начало будущего. Итак, решение при стратегическом управлении определяются обстоятельствами, которые возникают. их выполнение должно дать не только ответ на вызов со стороны внешней среды, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые видбуваються.
Необходимо заметить, что в современных условиях стратегическое управление является одним из важнейших факторов успешного выживания и развития предприятий в рыночных условиях, постоянно зминюються.
Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в таких формах.
Во-первых, предприятия планируют свою деятельность на основе того, что среда или вообще не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Попытки составить долгосрочные планы, в которых подробно расписывается, что, когда и как делать на долгосрочный период, или делаются попытки найти единственно правильное решение на много лет вперед и т.д.. - Все это признаки нестратегического управлиння.
Стратегическое управление в каждый данный момент определяет, что предприятие должно делать сегодня, чтобы достичь поставленной цели в будущем, исходя при этом из того, что среда предприятия, а похоже и условия его функционирования будут зминюватися.
При стратегическом управлении осуществляется взгляд словно из будущего в сегодня, сегодня определяются и осуществляются действия предприятия, которые обеспечивают ему определенное майбутне.
Напротив, при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящее время, так и на будущее, априори опираясь на то, что четко известен конечный результат и среда не будут зминюватися.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработки програмдий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов предприятия. При таком подходе очень часто оказывается, что предприятие не в состоянии достичь своей цели, так как достижение их принципиально зависит от возможностей и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентив.
Все, что может определить предприятие на основе анализа всех внутренних возможностей, - это количество продукции, которую оно может изготовить, и расходы, которые при этом может понести. Банальную истину, что количество продукции, которую будет выкуплено, и ее цену определяет рынок, часто забувають.
Поэтому планировать деятельность предприятия, исходя из анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать их, значит идти вопреки принципам стратегического управлиння.
В практике менеджмента предприятия есть ряд ограничений на использование стратегического управления с точки зрения его универсализма для любых ситуаций и завдань.
Во-первых, стратегическое управление по своей природе и сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины майбутнього.
Описание желаемого будущего состояния в стратегическом управлении - это совокупность качественных пожеланий относительно того, в каком положении должны находиться предприятие, какую позицию оно должно занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы, объединение должно входить т.д..
Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. В его рамках нет теории, которая определяет, что и как делать при решении определенных проблем, задач или в определенной ситуации.
Стратегическое управление - это определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным руководителем оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом на практике стратегическое управление - это:
симбиоз интуиции и искусства высшего руководства, чтобы вести предприятие к стратегической цели;
высокий профессионализм и творчество персонала, который обеспечивает связь предприятия со средой, обновление предприятия и его продукции, реализацию текущих планов;
активное привлечение всех работников к реализации задач предприятия, к поиску наилучших путей достижения его мети.
В-третьих, необходимы огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы на предприятии начал осуществляться процесс стратегического управления, в частности:
введение и осуществление стратегического планирования, которое отличается от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению;
создание служб для осуществления мониторинга среды, службы маркетинга, связей с громадськистю.
В-четвертых, значительно усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо реализуют стратегию, которая не поддается принципиальном керуванню.
В-пятых, при осуществлении стратегического управления часто упор делается на стратегическом планировании. Однако этого, как правило, недостаточно, поскольку стратегический план не обеспечивает его обязательного исполнения. Прежде важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает прежде всего создание определенной организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивации и организации труда, создание определенной гибкости пидприемства.
Итак, стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и неопределенности их во времени. Характеристики долгосрочного и стратегического управления представлены в табл. 30.
Стратегическое управление как технология эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней среды особенно актуально для предприятий, имеющих диверсифицированный портфель бизнесов, т.е. производят товары и услуги различного функционального назначения и действуют в разных сферах бизнеса. Управление портфелем сфер бизнеса в условиях неопределенности факторов внешней среды и нестабильности их в диверсифицированных организациях называется корпоративным стратегическим управлинням.
Главные этапы процесса стратегического управления такие (рис. 58): определение бизнеса и миссии организации; разработки долгосрочной и краткосрочной цели; разработки стратегии; реализация стратегии; оценки и контроль выполнения стратегии, корректировки предыдущих етапив.
Эти этапы (процессы) логически вытекают друг из друга. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого этапа на остальные и на всю совокупность в целом. В этом заключается важная особенность структуры процесса стратегического управлиння.
Этапы стратегического управления, как правило, частично совпадают во времени и осуществляют взаимное влияние. Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Способность к стратегическому управлению предусматривает наличие у руководства фирмы определенных способностей и умения реализовать их в конкретных условиях предпринимательской дияльности.
Первая - умение смоделировать ситуацию. Целостное представление о возможностях и перспективах фирмы предполагает понимание закономерностей взаимодействия между потребностями, потребительским спросом, деятельностью конкурентов и качеством их продукции и потребностями собственной компании и ее способностью удовлетворять потребности клиентов. Следовательно, руководство должно прежде всего выработать стратегический тип мышления, опираясь на анализ реалий рыночной среды и прогнозируя его. Однако сложность и изменчивость аналитической работы затрудняет возможность моделирования ситуации. Чем выше уровень абстракции стратега, тем четче определяются связи. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении - важное условие компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегии, можно выявить необходимость и возможность изменений в действиях компании.
Вторая черта - способность вовремя определить необходимость осуществления изменений. Изменения в компании сейчас происходят гораздо интенсивнее, чем раньше. Для того чтобы определить необходимость изменений, нужны определенные интеллектуальные условия: во-первых, готовность реагировать на тенденции, которые формируются под воздействием известных факторов в определенной области, во-вторых, интеллект и творческая жилка должны расположить менеджера-предпринимателя в готовности действовать в непредвиденных обстоятельствах и поиска возможностей повышения конкурентоспособности фирми.
Третья - способность разрабатывать стратегию изменений. Определения, формулировки стратегии - это сложный интеллектуальный творческий процесс, системный поиск приемлемого варианта конкретных дий.
Четвертая черта предусматривает способность использовать в ходе изменений надежные методы. Знание составляющих стратегического управления и традиционных подходов к вопросам стратегии могут быть действующим подспорьем грамотном менеджеру.
Пятая черта заключается в способности воплощать стратегию в жизнь. Все умственные и творческие усилия, вкладываемые в разработку стратегии, могут оказаться пустой тратой времени, если идеи, концепции предпринимательских действий не будет реализован. Стратегическое управление на предприятии осуществляется менеджментом всех ривнив.
Стратегическое управление является комплексно-ситуационным подходом к управлению всей организацией в условиях швидкозминюваного внешней среды.
16.5. Разработка и реализация стратегии предприятия ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА