19.2. Алгоритм решения управленческих проблем

Цель деловой гри
1, Разработка алгоритма решения управленческих проблем.
2.Формирование навыков коллективной выработки ришень.
Выходная информация
Как известно, искусство менеджера состоит в том, чтобы вовремя предвидеть проблемы и вовремя наметить и реализовать пути решения их. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения менеджером действий, указанных в бланке участника гри.
На бланке участника игры в гр. С "Индивидуальная оценка." отметьте очередность действий при решении проблем с № 1 по № 18. При групповой работе то же обозначение проставьте в гр. 4 "Групповая оценка". После объявления руководителем игры эталонной последовательности действий и заполнения гр. 5 "Эталон" рассчитайте и заполните гр. 6-8.
Бланк участника гри
где 1 - № по порядку;
- Наименование действия (этапов) принятия управленческого решения;
- Индивидуальная оценка;
- Групповая оценка;
- Эталон;
- Индивидуальная ошибка;
- Групповая ошибка;
- Отклонение индивидуальной ошибки от груповои.
Рекомендации и порядок проведения деловой гри
Руководитель игры ставит задачу на игру, объясняет ее исходные условия и задачи участнику. Каждый участник игры принимает самостоятельное решение о разработке АРУП, производит собственное мнение на основе практического опыта решения проблем. Каждая команда путем взаимных консультаций производит общее мнение о разработке АРУП. Один из членов команды (ситуационный лидер) докладывает и отстаивает мнение своей команди.
Правила игры С 18 действий, указанных в бланке участника, нужно последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами от 1 до 18, сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с другими игроками. На все непонятные вопросы отвечает только руководитель игры. Каждый игрок об окончании работы сообщает поднятой рукой, потом все игроки делятся на команды из 5-7 человек и в свободном обмене мнениями (в команде) производят общую коллективную мысль о АРУП. Команды не обмениваются мнениями между собой. Об окончании выполнения задания сообщается поднятием руки; представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право защищать его логическими доводами, руководитель игры фиксирует время принятия как индивидуальных, так и групповых ришень.
Модель гри
Руководитель объясняет исходную ситуацию и правила игры. Игрокам раздаются бланки участника игры. Устно даются необходимые пояснения к ним. Участники игры принимают решения по поставленным задачам индивидуально, а затем коллективно в группах. Представитель каждой группы докладывает о принятом решении и его логическое обоснование. Руководитель на основании личных наблюдений анализирует работу участников игры, сообщает результаты, поощряет переможцив.
Регламент гри
Игра проводится в один цикл. Приблизительное время этапов игры: объяснение руководителя об игре - 15 мин, индивидуальные разработки участников - ЗО мин; коллективные решения участников - ЗО мин; подведения итогов и объявления результатов - 15 хв.
Подведение итогов деловой гри
Руководитель игры сравнивает индивидуальные и коллективные решения по разработке АРУП, сообщает результаты игры, анализирует групповую деятельность ее участников, соотнося ее с полученными результатами.
Критерии оцинки
Время выполнения задания, правильность решения задачи - типичная ошибка в решении задачи при индивидуальной и групповой работе. Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница номеров действий (этапов) принятия управленческого решения. Например, по эталону "Выбор решения - № 13", а мнение участника игры "Выбор решения - № 9", следовательно, ошибка равна 4 одиници.
Единственный критерий - сумма очков. Время работы эквивалентный полученным очкам из расчета: 1 мин - С очка. Одна ошибка при выполнении задания оценивается в 1 очко. В индивидуальном и коллективном зачетах побеждает тот, кто набрал наименьшее количество очков. Например, при сравнении результатов двух участников игры получаем: первый затратил 15 мин и допустил суммарную ошибку 18, а второй - 10 мин и допустил суммарную ошибку 22. За основу расчета берем 10 мин. Тогда первый игрок в итоге набирает 18 (15 - 10) • 3 = 33 очка, а второй - 22. Выигрывает второй. Аналогично сравнивается и групповая работа. Каждое нарушение правил игры штрафуется двумя очками.
Следующая игра помогает развить навыки анализа организационной структуры управления предприятием.
19.1. Выбор оптимальной стратегии перестройки завода 19.3. Анализ организационной структуры управления заводом