Б.4.2.3.1. Общее построение учета затрат коммерческой деятельности

Затраты коммерческой деятельности представляют собой затраты, связанные с продвижением товаров от производства до потребителя. К ним относятся затраты по покупке, транспортировки, упаковки, подделки, хранения, реализации товаров и т.п., а также затраты по содержанию зданий и инвентаря, аренды основных средств, уплаты процентов за пользование кредитом, страхование имущества (коммерческого риска), из торговой рекламы и т . ин.
Затраты коммерческой деятельности аналогично учету затрат производственной деятельности делятся на три самостоятельных этапа: затраты на приобретение, затраты на управление (орг.) и затраты на продажу, реализацию. Эти три процесса в учете коммерческой деятельности наглядно рис. Б.4.1.
Общая классификация затрат и методика учета формирования элементов затрат в коммерческой деятельности аналогична изложенному выше - Б.4.2.4 порядка учета производственной деятельности и при оказании услуг. По сравнению с производственным процессом по изготовлению продукции или выработке услуги, в торговле ничего не производится, предоставлена услуга «работой», которая не имеет количественных характеристик. Поэтому в торговле нет процесса определения производственной финансовой себестоимости результата, а значит прямых и косвенных (накладных) затрат, учета готовой продукции и других учетных работ, характерных для производства. В торговле затраты операционной деятельности группируются по следующим признакам:
затраты на приобретение товаров;
затраты на продажу товаров;
затраты на управление - административные затраты;
прочие операционные затрати.
Затраты подразделяются по видам деятельности (в оптовой, посреднической, розничной торговле, общественном питании и т.д.)., И видами затрат.
Размер затрат определяется как абсолютной суммой, так и уровнем в процентах к товарообороту. Уровень затрат является одним из качественных показателей деятельности торговых пидприемств.
Затраты отражаются по дебету счета «Элементы затрат в момент совершения» (затраты по покупке, перевозок, хранения товаров, торговой рекламы, заработной платы и т.п..).
Некоторые затраты предварительно резервируют (например, на ремонт основных средств, покрытия товарных потерь в пределах соответствующих норм и т.п.) или относятся на счет расходов будущих периодов (например, арендная плата, расходы по страхованию имущества и т.д..) С последующим равномерным списанием на счет «Расходы коммерческой деятельности».
Синтетический учет затрат ведется на счетах «Затраты», аналитический - в разрезе установленной номенклатуры затрат, сгруппированных по двум признакам: зависимые и независимые от размера товарной маси.
Наиболее характерным является вариант построения по рис. Б.4.5.
Б.4.2.3. Учет затрат коммерческой деятельности Б.4.2.3.2. Учет затрат на приобретение товаров