2.2. управленческие решения

Каждая организация для осуществления эффективной деятельности определяет цели, достижение которых возможно лишь в результате действий, выполняемых в определенной последовательности и является способом решения отдельных, частных задач. Так, планируя будущую деятельность организации, менеджеры определяют ее цели, способы их реализации и ресурсы, необходимые для их достижения. В процессе организации деятельности принимаются решения относительно организационной структуры, организации производственного процесса, распределения работ и обеспечение их необходимыми средствами и т.д.. Контроль предусматривает принятие решений по выбору системы контроля (масштабов, периодичности, форм контроля), анализа полученной информации и осуществления корректирующих действий. От того, насколько обоснованными будут эти решения, зависеть успех или неудача организации, ее процветания или занепад.
Место управленческих решений в процессе управлиння
Управленческие решения являются основой процесса управлиння.
Управленческое решение - результат выбора субъектом управления образа действий, направленных на решение поставленной задачи в существующей или спроектированной ситуации.
Управленческие решения направлены на решение конкретных управленческих задач, которые характеризуются:
неопределенностью, а в некоторых случаях и противоречивостью условий;
недостатком информации о возможных способах их решения и четких алгоритмов решения;
необходимостью решения в ограниченный час.
Выделяют три основных типа управленческих задач:
концептуальные (стратегические задачи, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием)
связанные с технико-технологическим аспектом функционирования производства (создание и внедрение новой техники, технологии и т.д.);
возникающие вследствие действия человеческого фактора (кадровые вопросы, социально-психологический климат в коллективах и т.п.).
Приведенная управляющая подсистема сформирована для производственной системы, ее руководящие действия происходят через систему обратной связи, который обеспечивает самоорганизацию производственной системы благодаря собственным ресурсам. При этом согласуются вход и выход системы путем принятия соответствующих управленческих решений. Лица, принимающие решения, работающие по стратегическим планом, программами и алгоритмами, определенными высшим органом управления, и с учетом информации, поступающей от него, из внешней среды и производственной процесу.
Важнейшими составляющими процесса управления является проблема, принятия решения и люди, которые участвуют в процессе на всех его етапах.
Проблема - несоответствие желаемого состояния (прежде целей) объекта управления его фактическому стану.
Итак, проблемы возникают, когда в организации складывается ситуация, которая отличается от запланированной. Каждая проблемная ситуация обусловлена внутренними и внешними чинниками.
Внутренние факторы. К ним относятся цели и стратегия организации, технология и ресурсы, структура производства, управления и т.д.. Они формируют организацию как систему, поэтому изменение одного из них вызывает необходимость принятия мер, которые бы сохранили организацию как целостную систему. Внутренними факторами, которые могут порождать проблемы, есть и отклонения в запланированных темпах и объемах работ, они возникают вследствие неправильных действий персонала, отсутствия у работников исполнительской дисциплины или нечеткого разграничения между ними полномочий. Эти проблемы обусловлены недостатками самой системы управления. их необходимо своевременно выявлять, устранять и исключать их появление в майбутньому.
Внешние факторы. Это составляющие среды, в которой работает организация. Они могут быть прямыми и опосредованными, угрожающими для нее и такими, которые открывают новые возможности. Например, изменение вкусов и приоритетов потребителей создает существенные проблемы со сбытом. Организация может решать их путем отказа от выпуска привычной для себя продукции, а через ее модификацию или переход на другие рынки. Часто новые проблемы кроются в изменении действующего законодательства, налоговой системы и др.. Выявление существующих проблем обеспечивает возможность прогнозировать их в будущем, а следовательно, предотвращать их появление и увеличивать время для подготовки соответствующих управленческих ришень.
Принятие решения - творческий процесс выбора одной или нескольких альтернатив из множественности возможных вариантов (планов) действий, направленных на достижение поставленных цилей.
Управленческие решения направлены на организацию коллективного труда и принимаются человеком, имеющим соответствующие властные повноваження.
С помощью управленческих решений
устанавливают цели деятельности;
закрепляют людей по должностям и рабочими местами;
определяют функции, права и ответственность работников;
устанавливают правила поведения на работе;
разрабатывают систему мер по поощрению и административного наказания работников;
распределяют ресурсы - материальные, трудовые, финансовые и др..;
оценивают качество продукции тощо.
Лица, принимающие решения, являются субъектами управленческого решения. Это менеджеры и группы работников, имеющих соответствующие полномочия для принятия ришень.
Различают индивидуальные и групповые решения. Индивидуальным решением присущ высокий уровень творчества, их принимают быстрее, поскольку они не нуждаются согласований. Но они чаще оказываются ложными, более рискованными, что связано со сложностью и непредсказуемостью внешней среды. Именно поэтому сейчас предпочитают групповым решением. У группы привлекают специалистов в тех сферах, которые касаются проблемы, возникшей в организации. Групповая работа обеспечивает разностороннее исследование проблемы, повышает мотивацию и ответственность каждого, снижает процент ошибок, обеспечивает многовариантность разработок. Результаты групповой работы обычно лучше воспринимаются работниками, чем индивидуальные решения, поскольку отражают мнение коллектива. Вместе групповые решения имеют и недостатки - большие затраты времени из-за необходимости согласования различных точек зрения на проблему и отсутствие четкой ответственности за принятие окончательного ришення.
Управленческое решение имеет комплексный характер. В правовом аспекте - это властный акт субъекта управления, в котором он выражает свою волю, реализует предоставленные ему властные полномочия и несет ответственность за его последствия. С другой стороны, управленческое решение является актом социальным, поскольку принимается людьми и касается людей. Оно является и психологическим актом, так как представляет собой результат мыслительной деятельности человека и его волевого усилия. С информационной точки зрения решения являются результатом обработки информации, в процессе которого осуществляется выбор варианта, близкого к оптимальному, т.е. найкращого.
Типы управленческих решений и требования к их прийняття
Необходимость принятия управленческого решения обусловлена либо внешними обстоятельствами (предписание вышестоящей организации регулирования отношений с предприятиями и организациями), или внутренними (стратегические цели организации, отклонения от заданных параметров производства, возникновения узких мест, выявление резервов, нарушение трудовой дисциплины, поощрения работников и т.д.). В каждой организации принимается большое количество самых разнообразных решений, в менеджменте классифицируют по различным признакам (табл. 2.2).
1. По функциональному назначению:
плановые - касающиеся планирования деятельности организации и ее подразделений;
организационные - структурируют отношения в организации; определяют полномочия и ответственность работников, круг их обязанностей; используют для распределения производственных заданий;
регулирующие - регулируют ход процессов в организации, устраняют отклонения от запланированного;
активизирующие - направлены на активацию определенных действий персонала, поощряют лучшего исполнения работы;
контрольные - касающихся выбора средств и методов контроля за ходом процесив.
2. По содержанию:
экономические - направленные на выбор эффективных методов управления экономическими процессами в организации (установление цены, определение форм и систем оплаты труда, использования прибыли и т.п.);
социальные - ориентированные на выбор эффективных методов управления социальными процессами (управление конфликтами, развитие персонала, улучшение условий труда и др.);
технические - связанные с функционированием технической составляющей (выбор технологий, наладка, регулирование, совершенствование техпроцессов и т.п.);
научные - касающиеся выбора направления научно-исследовательских работ, внедрения инноваций тощо.
3. По характеру действий
директивные - требуют обязательного исполнения;
нормативные - служат ориентиром, стандартом при принятии других решений в данной сфере;
методические - в них дается подробное описание действий, которые необходимо выполнить в определенной ситуации;
рекомендательные - рекомендуют, как лучше поступить в определенной ситуации, но оставляют право выбора иного решения;
разрешительные - позволяют определенные дии.
4. Запасом действия
стратегические - направлены на определение стратегических целей и задач, рассчитанных на длительную перспективу (5-15 лет и более)
тактические - касающихся выбора способов и методов реализации стратегии, рассчитанные на 1-2 года;
оперативные - определяют конкретные меры (рассчитанные на реализацию в течение 1 года), по которым осуществляется организация и регулирование производственных процесив.
5. По направлению воздействия:
внутреннего направления - направленные внутрь организации для влияния на состояние или функционирование его внутренних составляющих;
внешнего направления - определяют способы и методы взаимодействия организации со середовищем.
6. По способу принятия:
индивидуальные - принимаются единолично человеком, имеющим на это полномочий;
коллегиальные - принимаются после достижения консенсуса группой специалистов;
коллективные - принимаются всем коллективом, которого касается проблема.
7. По уровню принятия решений:
организация в целом - принимаются уровнем менеджмента;
структурные подразделения - принимаются линейными руководителями средних и низовых уровней;
функциональные службы - принимаются функциональными менеджерами;
отдельные работники - принимаются индивидами (например, выбор способа выполнения порученного задания).
8. По степени эффективности:
оптимальные - ставят целью выбор наилучшего решения;
рациональные - предусматривают выбор решения, которое позволит ликвидировать проблему, но не является лучшим;
принимаются в условиях ограниченности ресурсив.
9. По методам подготовки:
креативные - используют творческий подход для генерирования идей по нахождению способов решения проблемы;
эвристические - принятие решения через «озарение»;
репродуктивные - используют известны и ранее применяемые способы решения проблемы (воспроизводятся ранее принятые решения).
10. По степени структурированности:
структурированные;
слабоструктурированные;
неструктуровани.
Для решений различной степени структурированности разрабатывается своя система информации, свой алгоритм принятия, что ориентирует руководителей в подготовке решений, выборе наилучшего варианта и его реализации. Так, выделение структурированных (запрограммированных) решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, которые регулярно повторяются. Обычно такие решения принимают менеджеры средних и низших уровней. Слабоструктурированные и неструктурированные решения принимают в условиях неполноты информации, новизны и сложности ситуации. Главную роль здесь играют не математические модели, а человек, его способность разработать новые процедуры, которые позволят решить задачу. Такие решения обычно касаются стратегии развития организации, поэтому принимаются на высшем уровне управления. Сейчас количество решений увеличивается, поскольку среда хозяйствования чрезвычайно сложное, изменчивое и непредсказуемое. Вместе современные информационные технологии способствуют структурированию новых задач, предлагают эффективные модели их решения, что позволяет переводить их из разряда неструктурированных к частично структурованих.
С переходом на низшие уровни управления задачи становятся структурованишимы. Среднее звено менеджеров работает с задачами обоих типов, при этом доля запрограммированных задач увеличивается при использовании средств автоматизации труда. На нижнем уровне управления преобладают задачи, принятие которых осуществляет процедурами.
Решения могут принимать:
интуитивно (с ощущением того, что именно оно является правильным);
на основе субъективных суждений, обусловленных знаниями и накопленным опытом (опираясь на здравый смысл, человек выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом);
на основе рационального способа решения проблемы, в основе которого - глубокий анализ причин, обусловивших проблему, и логические соображения относительно возможных способов ее решения. Этот способ чаще всего применяют для решения сложных и нестандартных проблем; требует креативного мышления и применения различных средств активизации творческого пошуку.
Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям (рис. 2.12).
Решение только тогда принесет пользу, когда будет нацелено на эффективное использование ресурсов организации и может быть им реализовано. Оно должно приниматься лицом, имеющим соответствующие полномочия, и соответствовать действующему законодательству. Принятое решение следует формулировать кратко и четко для его однозначного понимания. Своевременно принято научно обоснованное решение стимулирует развитие организации. Решение слабое, принято преждевременно или с опозданием, снижает результативность работы коллектива и отдельных виконавцив.
Технология принятия управленческого ришення
Целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов принятия решений, которые бы способствовали достижению оптимального результата в конкретных умовах.
Технология разработки, принятия и реализации решений и процедур, осуществления логических, аналитических, информационно-поисковых, вычислительных и других операций предусматривают их четкую последовательность. Разрабатывая управленческие решения, необходимо установить порядок осуществления операций, связанных с накоплением, движением, хранением, обработкой, анализом информации, обеспечением ею структурных подразделений и отдельных рабочих мест, а также определить действия, необходимые для решения хозяйственных завдань.
Рациональная технология принятия и реализации управленческого решения предусматривает следующие этапы: подготовку, принятие, реализацию ришення.
1. Этап подготовки - проведение экономического анализа ситуации на микро-и макроуровне; охватывает поиск, накопления, обработки информации, выявления и формулирования проблем, требующих решения и тщательного изучения факторов, которые обумовили.
2. Этап принятия - охватывает разработку и оценки альтернативных решений, определение критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие ришення.
В рамках существующих ресурсных или институциональных ограничений из разработанных решений выбирают то, что соответствует оговоренным критериям решения проблемы. Количество предложенных для решения проблемы вариантов зависит от имеющихся ресурсов, времени, информации, необходимой для обоснования решения тощо.
Процесс подготовки и принятия управленческих решений показано на рис. 2.13.
Важным элементом процесса принятия управленческих решений является оценка действий на различных его этапах. Так, на этапе диагностики проблемы - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы, на этапе обоснования - оценка различных вариантов, предложенных для решения проблемы, на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации. Это оценка осуществляется по определенным критериями.
На этапе подготовки критериям распознавания проблемы чаще всего служит определенная цель, отклонение от которой свидетельствует о наличии проблемы. Таким образом, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности. При их отсутствии появление проблемы испытывают чисто интуитивно или за поступлением сигналов, что существенно усложняет процесс принятия ришень.
На этапе разработки вариантов решения проблемы применяют различные критерии, позволяющие выбрать те, которые являются наиболее целесообразными. От обоснованности этих критериев зависит качество управленческого решения и, в конечном итоге, адаптивность и эффективность организации.
Полно разработана система критериев для структурированных проблем, для решения которых используют экономико-математические методы. Критериями могут служить минимум затрат или максимум доходности, срок окупаемости инвестиций или высокий уровень производительности труда. Очень часто критерием может быть фактор времени, в течение которого решение будет воплощаться в жизнь. В условиях высокой инфляции или нестабильности следует отдавать предпочтение решениям, принесут положительный результат в течение короткого времени. 3. Системный подход. 1.

2.1. Коммуникации в менеджменте 3. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА