3.3. Анализ рыночных возможностей предприятия.

Кроме изучения поведения потребителей, комплексное исследование рынка предполагает анализ рыночных возможностей, которые открываются перед предприятием. В ходе данных исследований изучают особенности и перспективы развития спроса на конкретные товары, позиции конкурентов на рынке, их сильные и слабые стороны, динамику цен и т.д.. На основе этой информации разрабатывают стратегию и тактику маркетингу.
Важной характеристикой рынка является его емкость, под которой понимают максимально возможный объем продаж определенного товара в течение года, выраженный в натуральных или стоимостных одиницях.
Интерес к этой рыночной характеристики понятен: предприятию важно знать, будет ли объем продаж его товаров достаточный для компенсации усилий по выходу на этот ринок.
Определение емкости рынка - довольно сложная процедура, требующая большого количества информации. Можно использовать различные методи.
Метод цепных подстановок чаще всего используют, когда фирма выходит на потребительский рынок с новым товаром. Емкость рынка определяют по формуле:
М = п П Ц,
где n - количество потенциальных покупателей данного товара; П - количество покупок, сделанных средним покупателем; Ц-средняя цена единицы товару.
При использовании этого метода «цепочка» можно строить и на основании других характеристик.
На рынке товаров промышленного назначения, если потребителей немного и каждый из них может заключить договор на большую поставку, для определения емкости рынка используют метод суммирования рынков. Он предполагает обособление всех потенциальных потребителей товара на каждом из рынков и суммирование возможных объемов збуту.
Емкость рынка товаров, круг потребителей которых довольно широкое, может быть определена с помощью статистических методов, учитывающих как тенденции прошлых лет в сбыте товаров, так и перспективные (факторы научно-технического прогресса, их динамику).
Доля ринку.
Если на рынке представлены аналогичные товары нескольких производителей, каждый из них в пределах общей емкости рынка имеет свою рыночную долю, которую определяют по формуле:
г = (о / м)
3.2. Моделирование покупательского поведения организации -потребителя. 3.4. Сегментация рынка и позиционирование товара.