1.1. Концепция управления организацией

Управление людьми всегда осуществляют в пределах конкретной организации. В теории менеджмента существует такое определение: организация - это группа людей, деятельность которой сознательно или спонтанно координируют для достижения определенной мети.
Основное назначение организации заключается в трансформации ресурсов в конкретные материальные блага или услуги, пригодные для употребления обществом, поэтому любую организацию можно охарактеризовать с помощью нескольких параметров: целевое назначение, организационно-правовая форма, форма собственности, ресурсы, тип организационной структуры, особенности организационной культуры, зависимость от внешней среды тощо.
Организации классифицируют по определенным критериям. Например, по критерию формализации принято различать два вида: формальные организации, то есть те, которые функционируют согласно формализованными правилами, имеют соответствующую структуру и связи, деятельность которых направлена на достижение цели, и неформальные организации. Под термином "организация" понимают формальную организацию, если не уточняется, что речь идет о неформальну.
Организации в рыночных условиях называют фирмой (срок распространен в зарубежной терминологии) или предприятием (срок общепринятый в Украине). Срок фирма впервые начали употреблять в северных и центральных областях Италии в XIV-XV вв., А затем и в других странах. Первые фирмы были небольшими единоличными владениями или обществами. Владелец (или совладельцы) фирмы вкладывал необходим для деятельности капитал и лично осуществлял управлиння.
В XIX в. сначала в железнодорожном строительстве, а позже в большинстве отраслей экономики возникли большие фирмы, которые действовали в общенациональных и даже в международных масштабах. В этих условиях они оказались не вполне пригодными для выполнения новых задач, в частности возникала потребность в больших средствах, профессиональной иерархии менеджеров, причем относительно независимых от владельца. Считают, что оптимальной формой для крупных фирм является акционерное общество или корпорация. В XIX в. корпорации получили массовое распространение, а в рыночных условиях они стали господствующей формой организации. На них приходится около 90% общего объема производства товаров и услуг, хотя они и не превышают 20% общего числа фирм. Современные корпорации владеют многими заводами, которые выпускают широкий ассортимент товаров и могут быть размещены в разных краинах.
Основным организационным звеном экономики Украины считают предприятия, которые классифицируются по следующим критериям:
по форме собственности (частное; коллективной собственности; коммунальное, государственное, предприятие, основанное на смешанной форме собственности);
по способу образования (учреждения) и формирования уставного фонда: унитарные (создаются одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли) и корпоративные (образуются, как правило, двумя или более учредителями по их совместным решением, действуют на основе объединения имущества и / или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей, на основе корпоративных прав);
по количеству работников и объему валового дохода от реализации продукции за год: малые, средние и крупные пидприемства.
Предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою производственную, научную и другие виды деятельности (если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины), создавая ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны и другие объединения, предусмотренные законом.
Итак, учитывая расхождение отечественной и зарубежной терминологий по организационной звена (фирма, предприятие или определенный вид их объединения), целесообразно пользоваться общепринятым в теории менеджмента термином "организация", если конкретный случай его применения не требует уточнения, о каком именно организацию йдеться.
В процессе функционирования организации возникает потребность горизонтального и вертикального разделения труда. Классическим примером горизонтального разделения труда является определение основных функциональных сфер организации, в частности производства, маркетинга, финансов, научных исследований и разработок, кадров и т.д.. Крупные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда, создавая специальные подразделения, которые выполняют эти функции. Распределение деятельности на определенные сферы требует создания соответствующей системы координации таких подразделений, ведь "деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления".
Дифференциацию и координацию деятельности в организации обеспечивает система менеджмента, эффективность функционирования которой повышают путем разделения труда в управлении. Система менеджмента применяется только при управлении социально-экономическими процессами в организации, действующей в рыночных условиях. При этом могут быть реализованы различные виды разделения труда менеджеров, но чаще применяют функциональный (распределение менеджеров на группы, которые выполняют одинаковые функции менеджмента: планирование, организования, мотивация, контроль) и вертикальный (создание определенных уровней управления).
Традиционно различают три уровня управления: руководители низового звена руководят деятельностью непосредственных исполнителей, руководители среднего уровня является "связными" между низовым и высшим звеньями (их функции могут существенно отличаться в различных организациях), руководители высшего уровня отвечают за организацию в целом. Фактическое количество уровней управления может быть различной: от одного-двух в малых организациях до восьми-десяти в крупных объединениях. Общим для них является то, что на каждом уровне предусмотрен определенный объем работ по функциям управления, хотя этот объем неодинаков. Чем выше уровень управления, тем большее количество и сложность задач по разработке планов и их реализации, тем существеннее значение контрольной функции. Дальнейшая дифференциация труда менеджеров предполагает их специализацию по основным функциональным сферам деятельности организации. Пример распределения труда в организации представлен на рис. 1.1.
Итак, в организации, независимо от конкретной организационно-правовой формы, масштаба и вида деятельности осуществляется особая, относительно самостоятельная деятельность по управлению коллективом для достижения запланированных результатов - менеджмент. Система менеджмента в соответствии с функциональным сферам подразделяется на следующие виды: маркетинг, производственный, финансовый, инновационный менеджмент и управление персоналом. Эти виды менеджмента отвечают за организацию текущего управления и разработки стратегий для конкретного функционального простору.
Время такой функциональный подход к организации управления несет в себе угрозу потери приоритета целей организации над целями определенных ее функциональных подразделений. Достижения наилучшего результата в определенной сфере возможно за счет другой. Нарушение соответствия между ними приводит к недополучению организацией желаемого результата. Причины такого несоответствия могут быть как текущего, так и стратегического характеру.
Оптимальное функционирование организации достигается не только устранением текущих причин несоответствия между определенными сферами деятельности и совершенствованием функциональных стратегий, но и обеспечением ее развития в соответствии с определенных целей, поэтому в системе менеджмента организации выделяют еще один вид - стратегический менеджмент (управление), как сферу деятельности высшего руководства по формулированию долгосрочных целей, выбора приоритетных направлений развития, распределения ресурсов организации в условиях нестабильности внешней середовища.
Углубленного понимания сущности стратегического менеджмента, а также выявление объективных причин появления этой системы достигают в процессе анализа эволюции систем управления в зарубежных корпорациях и на отечественных предприятиях.
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ : СУЩНОСТЬ , ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.2. Эволюция системы управления организацией